Еду на днях в метро и вижу — на каждой станции висит отвратительная реклама: девушки в восточных платьях едят палочками суши из моего любимого овернского сыра Fourme d’Ambert. Посвящается сорокалетию присуждения этому сыру АОС. Ничего, думаю, лучше не нашли, чтобы представить древний продукт, как суши и кимоно. В этом сыре даже само название Fourme идет от латинского Forum! Его ели еще римские легионеры! Нет, чтобы нарисовать что-нибудь историческое. Проклятая, думаю, глобализация. И когда вынырнула из метро, зашла в сырную лавку и купила себе кусочек — чтобы поддержать аутентичный продукт. Мне за него стало обидно.

А через пару дней попала на ярмарку овернских продуктов. И решила высказать все, что я об этом думаю, даме из их отдела по коммуникациям и рекламе. На что дама широко улыбнулась и ответила: «Это отлично, что вам реклама не понравилась! Сыр-то вы купили? Пока еще цифры продаж подсчитывать рано, но два года назад у нас уже была скандальная реклама. Продажи тогда просто взлетели! Помните рекламу канталя?»

Как же ее не помнить! Канталь — один из самых моих любимых сыров. В том ролике муж говорит жене — «Шанталь, ты не забыла канталь?» А она забыла, и в итоге он выкидывает глупую блондинку из машины. 

Ролики «Шанталь, ты не забыла Канталь?»

Тогда на рекламу обрушились все феминистки Франции, обещая больше никогда не покупать и не есть этот сыр. Региональный совет Оверни обвиняли в том, что он унижает женщин и пообщряет семейное насилие, используя для этого деньги налогоплательщиков... Нашлись шутники, наводнившие интернет фразами «Альбер, не забудь камамбер» или «Леон, не забудь реблошон». Оживились карикатуристы. В общем, вы с трудом найдете во Франции человека, который не слышал бы фразы про злополучную Шанталь...

Немудрено, что продажи так подскочили. А овернская дама еще радостно сказала: «Как все тогда с канталем хорошо получилось! Мы в этом году даже решили продолжить — сняли одного известного игрока в регби, брутальнее внешность и не придумаешь, — который говорит: "Я не Шанталь, но тоже люблю канталь"».

Нужна мобилизация, чтобы Шанталь больше не выгоняли с работы за то, что она забыла канталь

Шанталь забыла канталь... Но она подумала о хлебе!

До сих пор мне казалось, что на меня реклама не действует. Во-первых, я ее не люблю. Она портит внешний вид зданий и мешает смотреть телевизор. И вообще, агитирует. А всякий «порно-фуд», где бургер истекает смачным жиром — так это все на уровне физиологии действует, то есть не считается. Во-вторых, мы же люди постмодерна, у нас уже все было — и красивые продукты и бутылки, и красивые интерьеры и пейзажи, не говоря уже о красивых женщинах.... На нас должны влиять только цитаты и коды, непонятные другим. Вот, например, в рекламе нового чая Fauchon губы позаимствованы напрямую у Дали из «Лица Мэй Уэст, использованного в качестве сюрреалистической комнаты», а кружевная вуаль взята с великого портрета Глории Свенсон, который в 1924 году сделал Эдвард Стейхен (Edward Steichen). Кто оригиналов не знает, тому не перенестись на сто лет назад, в эпоху зарождения гламура, а значит, рекламное послание пролетает мимо.

Я еще могу позволить себе среагировать на рекламу Dom Perignon, который привлек к работе одного из главных волшебников нашего времени — Дэвида Линча. Линч поехал в монастырь Отвилье, где, по преданию, жил Пьер Периньон, после чего создал абсолютно фантастический, очень личный и невероятно красивый мир, в котором брызги шампанского складываются в крылья летучей мыши, а десятки раз виденная бутылка утратила обыденность и стала даже чуть страшноватой — вот выпью, и неизвестно, не попаду ли сама в тот мистический монастырь.

Это все очень тонко, позволяет похвастаться собственным культурным бэкграундом и дает тему для разговоров на модных ужинах. А тут, оказывается, я поддалась на обычный, древний, как мир, рекламный ход — чем скандальнее, тем лучше. От обиды я стала рассматривать другие скандалы — действуют они на меня или нет?

Вот, например, парижский мясник Ив-Мари Ле Бурдоннек снялся в обнаженном виде, разлинованный под тушу для разделки, с обозначениями, где грудинка, а где вырезка. Фотографии (всего их шесть) сделаны для календаря 2012 года. А чем, скажите, мясник хуже девушек Пирелли? Под фотографиями он поместил рецепты приготовления своей любимой говядины. Доходы пошли на благотворительные цели, а о мясниках заговорили, они появились на страницах глянцевых журналов и заняли высокую позицию в рейтинге сексуальной привлекательности. Проснулся ли во мне интерес к мясникам? А разве тут устоишь?

Или еще фермерские цыплята марки Loué. Слоган кампании «Лучший цыпленок — это свободный цыпленок», а скандал заключается в том, что полицейских во Франции тоже называют цыплятами, то есть poulet. В 1871 префектура парижской полиции получила новые казармы на острове Сите, построенные на месте бывшего рынка, где торговали битой птицей — отсюда и прозвище.

Полицейские считают его оскорбительным и просят щедро развешанную на автобусных остановках рекламу снять. А фирма настаивает, что их реклама полезна, поскольку привлекает внимание к проблемам питания, экологии и жестокого обращения с животными; 95 процентов всех цыплят в мире выращивается в закрытых клетках.

Впервые реклама вышла в 2010 году, и пока пресса разбиралась, кто тут прав, а кто виноват, торговый оборот, конечно, увеличился. А еще фирме удалось продать 12 000 экземпляров самой афиши!

В этом году вышел новый вариант — и опять удалось спровоцировать полицейских на скандал. Пойду, пожалуй, цыпленка куплю тоже.

Думаете, только оттого, что фермерские цыплята выращиваются на травке?