Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Арина Холина

Арина Холина /

Брак по расчету

+T -
Поделиться:

Я не политолог, не социолог и не историк. Поэтому мое мнение — оно, вообще-то, ничего не значит, это просто частные рассуждения.

Мы все, типа мыслящие люди, уже не первый день обсуждаем, в какой стране живем, что делать, куда валить/не валить, как относиться к разного рода несправедливости и мракобесию и, вообще, к окружающей нас среде.

Но пока при всех усилиях есть всего два ярких и популярных мнения: «Путин — зло», «Народ — быдло».

Так вот, про Народ.

Разговоры про этот Народ я помню еще со школы. Мы — тут, Народ — там, к нему хорошо бы ходить, проповедовать, учить его жизни, кормить сахарком. Народ  — масса: забитая, покорная, блюющая от «Черного квадрата» Казимира Малевича, украшающая свои конурки репродукциями котиков и цветочков.

А мы читаем Фрейда и Солженицина (в моем относительно сознательном возрасте уже не очень подпольно, но все еще с романтическим флером фрондерства). Мы слушаем Лед Зеппелин, не верим в социализм, у нас есть фирменные джинсы и мы хотим перемен.

Конечно, в любой стране есть эта разница между народом и элитами. И между ними (народом и элитой) в каком угодно государстве происходит довольно сложное взаимодействие.

Существуют народные театры, народное ТВ, народные артисты, народные фесты — для одной публики. И есть культура для совершенно другой публики.

В России, с одной стороны, все то же самое, с другой - отношения между этими двумя группами куда более напряженные.

Я не буду забираться в глубины истории и поднимать факты о крепостном праве и прочем. В общих чертах себе это представляет каждый. И это здесь не так важно.

Главное — что случилось после Революции 1917 года.

Народ и элиты смешались.

А для неприязни достаточно малейшего разногласия. Даже внутри группы, кстати. Например, я такая богемная и свободомыслящая, прихожу в гости к классическим буржуа, которые даже при хорошем образовании мыслят шаблонами, и тут же начинаю их презирать. Потому что они не похожи на меня. Это универсально — об этом уже снят миллион фильмов и написаны тысячи книг.

И вот после революции вдруг в квартирах «недорезанных буржуев» появляется этот самый Народ в лаптях, начинает ссать в раковину, исполнять песни под гармошку и считать себя правящим классом.

Конфликт чудовищный. Даже без гражданской войны, последующих репрессий, геноцида, нищеты, железного занавеса и всего прочего.

В СССР для Народа элиты были враждебны по умолчанию, по государственному устройству, а элитам (и новым в том числе) Народ — еще в большей степени, поскольку им все время приходилось маскироваться, врать и делать вид, что они — тоже народной плоти и крови.

Это я к тому, что на протяжении уже ста лет в России эти группы никак не хотят признать друг друга.

Элита яростно презирает Народ за то, что у того такие убогие вкусы, что он слушает Филиппа Киркорова, смотрит НТВ и голосует за Единую Россию.

Элита хочет жить в другой стране (иногда — переносно, иногда — буквально), где Народ, конечно, будет слушать Моцарта, смотреть исключительно Бергмана и голосовать умом, а не сердцем или жопой.

И тут уже сразу миллион тысяч «но».

Во-первых, этот самый Народ где угодно слушает в лучшем случае Бритни Спирс. Он смотрит реалити с Ким Кардашьян, обожает комедии, где все пердят, а голосует за тех, кто лучше врет. Народ против гей-браков, против абортов, и ему насрать на фестивали независимого кино.

Любое развитое общество формировалось не очень просто, однако в нем на каком-то этапе шкурные интересы Народа и элит срослись. У них нашлись точки пересечения. Разрушились монархии, аристократии, и государства большей или меньшей кровью пришли к демократии, то есть к власти всех. И при уже понятном государственном устройстве Народ и элиты отлично объединяются на темах здравоохранения, налогов, гендерного равновесия и тому подобного.

Во-вторых, в России, понятно, все по-другому.

Русская элита – она живет как бы немного в будущем. Ее возмущает ущемление свободы слова, нарушение гражданских прав, псевдодемократия, хамский тон политических дискуссий, нарушения на выборах и так далее.

Элита говорит — долой Путина, долой жуликов и воров прямо сейчас, мы хотим революцию, мы готовы страдать, пусть упадут цены на нефть, пусть Запад примет список Магнитского (принял).

Элиту страшно раздражает Народ, которому плевать на список, который не хочет, чтобы нефть дешевела, и который голосует за Путина и ЕдРо.

Элиту раздражает Путин, народный президент, который на элиту забил большой болт, который гладит по шерстке условный Уралвагонзавод и всячески заигрывает с этим Народом.

Но!

Мы, эта элита, у которой нету сил и дальше вот так жить, эти... сколько там официально? 10, 20 процентов?... мы ведь не хотим демократии.

Потому что демократия — это когда интересы у всех — общие, а у нас с Народом интересы разные. Значит, мы хотим навязать презренным массам свое мнение, свою волю. И, значит, мы хотим аристократии на самом-то деле.

Но если мы все же говорим о демократии, то надо принять уже, что политика — это бизнес, причем масс-маркет, и если не видеть того, чего хочет Народ, и не понимать, почему он этого хочет, тогда элита обречена остаться группой рыдающих лузеров.

Вот недавно говорила с одним телепродюсером. Умный, образованный, тонкий человек. Сетовал на уровень аудитории, которой ничего не надо, кроме танцующего у Кремля Джигурды и сериала «Доярка из Хацапетовки». Он в пылу разговора так эту аудиторию изобразил, что теперь страшно выходить на улицу.

Но эта аудитория — она же состоит из обычных людей, с которыми лично я еду в метро, живу в одном доме, стригусь у них, покупаю продукты и все такое.

Нормальные люди. Симпатичные. Незлые. (Ну, в среднем).

И если они не читают запоем Кафку, это еще не значит, что они — бессмысленные животные.  Они просто сейчас на таком этапе, когда идет не отчаянная борьба за существование, а более-менее нормальная жизнь. Когда можно зарабатывать, покупать холодильники, машины, ездить в Турцию или Латвию.

Вот я лично ужасов 90-х почти не заметила. У меня тогда был бойфренд, американец, который делал здесь бизнес. У нас все было отлично — мы снимали хорошую квартиру, обедали и ужинали в недешевых ресторанах. А в это время люди радовались, если удавалось купить пять кило риса или макарон. Жили впроголодь.

У тех, кому было не 18 лет, как мне тогда, посыпалась вся жизнь — развалились госинституты, не было работы, пришлось заниматься черт знает чем, взбираться на крутую новую жизнь против ветра и снега.

И вот вопрос — могу ли я судить людей, которые, в отличие от меня, через все это прошли? И которые сейчас хотят в первый раз за всю свою жизнь быть в относительном достатке и осуществить свои мечты, даже если это покупка дивана и поездка в Париж?

Честно, я понимаю, почему они если не голосуют активно за Путина и его правительство, то уж точно не против. Они не хотят обратно — к продуктовым талонам или даже к тому состоянию, когда покупка чайника — знаменательное событие.

Всегда есть приоритеты. И в приоритетах Народа — не список Магнитского, а строительство дачи. Не надо только разводить тут сентиментальную совковую фигню типа «не в деньгах счастье».

Причем ситуация уже развивается — на митинги выходили разные люди, не только представители элит.  У нас возникли точки соприкосновения. Например, коррупция, которая физически мешает жить всем без исключения.

И то, что на улицы в прошлом году выходило по сто тысяч — это не заслуга элит. Элиты собирали по тысяче человек максимум. Это как раз начало симбиоза с тем самым «тупым быдлом», которое (сюрприз!) вовсе не такое тупое и не такое быдло.

Мы хотим новой жизни. Но смешно, что только Народ, просто уже более развитый, может этого добиться от чиновников. Потому что он — это те 45 миллионов, которые каждый день смотрят программу Малахова. Это меньше трети населения, но это очень много. А элита может просвещать, может оказывать давление, но сама по себе что-то изменить не в состоянии.

Поэтому пока мы можем только искать точки соприкосновения. И не с животными, к которым мы идем на полусогнутых, протягивая дрожащую руку с сахарком (сейчас откусят, ааа!), а с нормальными людьми, которые тоже хотят для себя лучшей жизни.

И которые, на самом деле, более влиятельные и разумные участники гражданского процесса, чем любая элита, живущая немного в романтических иллюзиях.

Комментировать Всего 16 комментариев
И которые, на самом деле, более влиятельные и разумные участники гражданского процесса, чем любая элита, живущая немного в романтических иллюзиях.

Абсолютно верно сказано! Народ живет в реальности- получают зарплаты, экономят, берут и платят кредиты, суют чиновникам, улучшают как могут материальную базу, бухают по субботам отходят по воскресеньям. Вот точно не хочу того времени, когда на пропитание мы с мамой продавали яблоки на остановке(начало девяностых),которые ведрами возили с дачи....

Эту реплику поддерживают: Игорь Мальцев

Да сколько тех недорезанных буржуев осталось?

Кто у нас в элите сейчас не выходцы из народа?

А это, знаете, очень такая старая традиция - ощутить себя self-made man и начать презирать тех, откуда вышел. А что в элите сейчас ничьи дети Бритни Спирс не слушают и Дом-2 не смотрят? Стоит вспомнить, что сам Дом-2 элитой и запущен.

А вторая старая традиция интеллигенции - не особенно с народом пересекаясь, считать себя элитой и о народе печься и жалеть его

Зря ты, Федя, для меня

Мой народ -- моя родня.

Я без мыслей об народе

Не могу прожить и дня!..

Утром мажу бутерброд

--Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло,

И компот не льется в рот!

Ночью встану у окна

И стою всю ночь без сна

--Все волнуюсь об Расее,

Как там, бедная, она?

Во время революции элиты не смешались - элиты сменились. Да и вообще, огромный кусок населения России - потомки тех, в лаптях, отливающих в раковину. Старая элита разбежалась, расстрелялась, в лагерях сгноилась, во фронтовых штрафбатах разорвалась.

Кстати, основной костяк митингов, насколько я знаю, - вроде бы зародыш среднего класса, но не "народ". Хотя для известной москвички, возможно, Петя-клерк (из средней компании или малого отделения банка), живуший в подмосковье - тоже народ. А ещё, наверное, в "народ" записаны все те, кто против гей-браков и абортов, независимо от образования или рода деятельности.

Кстати - а в думе сидит элита или народ? А если в думе элита, то они, по-вашему, зачитываются Кафкой? Или власть идет отдельно от элиты? А если у элиты нету власти, то какая-же она элита? - Значит, у власти народ? А элита - так, нудящая себе в тряпочку высокомерная кучка. И пускай себе нудят - вреда народу не будет.

Кстати, я -  народ? Меня вот, например, тоже выворачивает от Черного Квадрата, да и от всего остального супрематизма тоже. По такому критерию я точно там записан.

Так или иначе, Вы правы, что нужно искать точки соприкосновения. Но это - дела многих поколений. Это - работа в сфере образования, становление этики, культуры отношений, воспитание здорового патриотизма и прочего. Большевики расстреляли и выгнали основной российский культурный генофонд - работа поколений потеряна. Эта работа должна быть начата с самого начала, но нынешней власти это неинтересно.

А вообще - логики у вас в тексте традиционно маловато. Обозвать безграмотный и необразованный, в массе своей путинский электорат разумным - это, конечно, фейспалм. Хотя для аудитории вашей "Вивы Вагины" вполне сойдет.

Правда, они действительно влиятельны - как тот лежачий камень, под который не течет вода. Такую огромную массу от кормушки с дешевым комбикормом хрен сдвинешь - отсюда и сила.

Причем, как и они, Вы не понимаете, что любая стагнация - путь к регрессии, но многие люди на этом сайте оценивают нынешние государственные процессы по более народным критериям - экономическим, например.

В общем, глубина на уровне тех пяти принципов из Вашего же раздела "Про меня" (Хотя мне, конечно, не понять - номер пять)

Эту реплику поддерживают: Леон Розенблюм

Арина, при всем уважении, но хотя бы из википедии стоит почерпнуть определение элиты и соотнести с тем, кому вы приписали элитарную принадлежность..

Элита (от лат. electus, англ.  фр. élite — избранный, лучший[1]) — в социологии и политологии — неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

Заметка Ваша не о вражде элит и народа, о вражде двух классов внутри страны: тех, кто считает себя интеллигенцией и тех, кто себя к таковым не относит.

У каждого класса есть представители в элите. 

Элита не может воевать с народом, так же как ответственные родители не могут воевать еще с неразумными детьми..Воевать могут элиты внутри себя, но это другая история. 

PS. Возможно, это покажется непривычно, но и среди тех, кто причисляет себя к интеллигенции, есть народ..В том смысле, что они не на первых ролях и вынуждены следовать путем, который для них прокладывает авторитет из элит

.PSS. Пишу с iPad, много ошибок :(

Эту реплику поддерживают: Александр Бойченко, Ирина Громова

Мы, эта элита, у которой нету сил и дальше вот так жить, эти... сколько там официально? 10, 20 процентов?... мы ведь не хотим демократии. Потому что демократия — это когда интересы у всех — общие, а

Вы меня, конечно, извините, но ни разу я не видела столько ошибок в отдельно взятом тексте. Вы кто? Элита? Вы подчиняетесь закону своей страны? Вы - народ. Те прекрасные люди, которых Вы противопостовляете народу есть эстеты, все тот же народ. Эстетство абсолютно бесполезно, оно только чрезвучайно приятно, и существует исключительное количество людей, сделавших состояния ради эстетства, и в некотором смысле они составляют элиту, на продолжают быть народом. Я назову Вам одного конкретного человека, который будучи эстетом, раздавил в себе это прекрасное начало и стал элитой,-  это г-н Ходорковский. Неподчинение и самая открытая борьба с закноном, который или механизм исполнения которого не считаешь справедливым - единственное, что может причислить человека к элите. Вы очень хотите выделить в своем тексте группу избранных , но говорите о решительных людях, которые ничего для меня - народа - не решают. Чтобы мы правильно понимали - именно народа, одним из представителей которого являюсь я, хотите - акушеркой, желаете - поломойкой, но я понимаю и очень хорошо чувствую, что потенциал видимых мною людей не может перерасти рамки секретаря или руководителя отдела, и просто не смею превозносить до боли обожаемую мной народ г-жу Свиблову над до той же обожаемой ассистенткой отдела, потенциал которой оканчивается в данной должности. Вы - исключившая себя из народа элита - наверное, сможете сослаться мне на статью закона, которой мне стоило бы руководствоваться, отдели я себя от грязных и тупорылых масс? Вы - исключительная аристократичная масса, - Вы можете подсказать мне исключительный механизм обеспечения беспрепятственного доступа к реализации моего права на доступ моих несуществующих детей к элементарно легальному получению ими высшего образования согласно их способностям? Вы - если можете - напишите, или пусть кто-то еще напишет. Народ хочет только конкретный результат, аристократия имеет абсолютно непорочную страницу, чтобы заполнить ее методом достижения цели. Можете - давайте механизм реализации, не можете - о чем Вы вообще пишете? Или Ваше желание сводиться к тому, чтобы у конкретной группы людей не оканчивались средства капитализации? Так и напишите - Горохову и Терехову (совпадение случайно) желаю счастья в личной жизни.

Не согласна, что все поменялось после 1917. А до того все население России от мала до велика стояло в очереди в Третьяковку, коротая время за обсуждением Достоевского или Шпенгауэра? Во времена Пушкина кто был самым популярным и модным поэтом или шоуменом? Не вспомнить никогда - тогдашний Пестросян какой-нибудь! Не Пушкин точно. И купечество неотесанное вело себя похлеще анекдотичных "новых русских", и величайшие личности прозябали и умирали в нищете. Причем дурной тон был присущ не столько неграмотным крестьянам или люмпенам (создавшим немало народных шедевров), а гораздо больше примазывающемуся к высшему обществу недоделанному классу "непоймикого". В общем, все как сейчас.

Элиты не может быть много. 10-20% - это Вы преувеличиваете. Дело-то не в количестве, а в качестве, во влиянии на остальных граждан, на уровень остальных 80-90%. Когда глава государства ведет себя как "крутой пацан из Люберец", а своим наместником назначает начальника цеха, что мы хотим от простого славного работяги? Можете себе представить, чтобы император такими терминами представлял своим подданным политику государства? Почувствуем разницу!

Эту реплику поддерживают: Юлия Смагина

Мария, первый абзац поддерживаю на 200 процентов :)

А вот касательно второго... Меньшиков, как Вы наверняка помните, пирожками торговал, когда с будущим начальником и другом познакомился :)) Да и вообще император Петр Романов был уж такой "крутой пацан" и стольких "в сортире замочил"... А у нашего последнего императора любимым делом было ворон в парке стрелять (из его дневников, моя любимая цитата: "с 9 часов гулял в парке. Застрелил 42 (так!) вороны. Прекрасно провел утро.") Не чувствую особой разницы... Хотя нет, наш нынешний президент животных определенно любит! :))))

Согласна, что немного преувеличила культурный уровень наших имераторов. Но все же трудно себе представить, что настрелявшийся ворон Николай II на официальной встрече сказал приглашенной даме: "Садись, Маша". Согласитесь, воспитание и этикет у него все же присутствовал. А Петра I лучше в пример как раз не приводить. Вы как психолог наверняка видите в его личности немало нездорового. А в его деяниях было много позитивного, но и очень много вредного, что до сих пор расхлебываем. Начиная с армии по призыву.

Согласитесь, воспитание и этикет у него все же присутствовал.

Согласна. Зато император Александр 3 развлекался так: насосавшись украдкой от императрицы из заветной фляжки, ложился на пол в дворцовом коридоре и ловил пробегающих мимо детей за ноги, а девиц и дам - за шлейфы платьев. Дети его очень любили за простоту обращения... (из мемуаров сподвижников) :)))

Эх, если бы наш нынешний только так развлекался, мы бы спали спокойно :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

"с 9 часов гулял в парке. Застрелил 42 (так!) вороны. Прекрасно провел утро.")

Как-то жил зимой на даче, где было несусветно много ворон. Тьмы просто. 

И тогда понял императора. 

Гм-м... Убить 42 умных, полных жизни живых существа просто потому, что они тебе чем-то МЕШАЮТ?! (не на еду, не защищая жизнь - свою, близких и т.д.) Как просто МЕШАЛИ эти люди, которые потом там ходили под окнами дворца, чего-то просили, песни пели, хоругви носили... (последнюю фразу прошу считать случаем инфекционного заражения - я просто автоматически поддерживаю последнюю снобскую традицию: разговор о чем угодно - о воронах, о еде, о Деде Морозе - переводить в плоскость недостойности правителей :)) 

Но в любом случае: нет! - я никогда не пойму императора...

Арина, Вы упростили представление о гражданском обществе до уровня разделения на две культурно отличаемые группы людей. Это не допустимое упрощение, так как гражданское общество представлено значительно большим многообразием культур и прежде всего многообразием влиятельных культур. Кафку запоем читают представители крайне антогонистичных культур, как и смотрят Малахова.

Что касается использования слов "элита" и "народ" для обозначения культурных различий в обществе, то и без меня уже много сказано о небрежности такого использования данных понятий. От себя я бы добавил, что культурное явление, которое Вы обозначаете как "элита", исходя из подробного Вашего описания, я бы скорее назвал "снобизмом" или "надменностью". И никакх точек сближения со снобами или надменными людьми искать не надо - надо искоренять в себе снобизм и надменность.

Арина, мне нравится, как вы пишите, то есть я-Ваша горячая поклонница и читательница! И на "правах" Вашей преданной публики, рискну попросить Вас. Употреблять слово "элита" дурновкусно, ежели не поименно, равно тому лишь употребление слова "быдло", глава ДР того не знает, но ему извинительно-)  Я не поклонница этого умного, красивого, образованного мужчины с невнятными для меня человеческими качествами-кстати, исключительно лишь благодаря его лексике-)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Во всем этом-разделении людей на быдло и элиту-мне видится что-то ленинское и лакейское одновременно. нивелирование роли личности и пресмыкательство за деньги.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

быдло... Никто себя с ним не ассоциирует, а ведь для каких-нить англичан все приезжие в Лондон русские, вкупе с олигархами, тоже быдло. Так что все относительно.