Путин, Золушка, Емеля и другие воплощения «русской мечты»
Как это обычно бывает, исследователи научно подтвердили давно известные факты: молодые девушки (от 16 до 25 лет) больше других любят помечтать, все люди ценят свободу, а у Бога просят здоровья себе и близким, высокого достатка и «простого человеческого счастья». При этом четверо из десяти опрошенных на вопрос, есть ли у них мечта, ответили: нет. Преимущественно это были мужчины, получающие маленькую зарплату за тяжелую физическую работу.
В ходе опроса также выяснилось, что россияне среди своих сильных качеств называют смелость, энергичность и добродушие, а основными недостатками считают спонтанность, недисциплинированность и отсутствие деловой хватки. При этом россияне неамбициозны (о славе мечтает меньше 1%) и готовы «жить ради других». Во всяком случае, в этом признались 52% опрошенных. Ученые назвали этот тип умонастроений «социальным альтруизмом», а противоположный ему — «социальным анархизмом»; это когда человек стремится «жить, как хочется». «Анархистов» среди опрошенных почти столько же — 48%.
Россияне ценят свободу выше материального достатка, однако считают, что свобода возможна только тогда, когда не нарушены «государственные интересы»: 51% опрошенных считает, что за высказываниями прессы следует «внимательно последить», а 78% убеждены, что предприятия, работающие не на благо своей страны, надо национализировать. Чтобы обеспечить в стране порядок, России нужна «сильная рука» — так считает больше трети опрошенных, столько же людей полагает, что идеальный период для жизни в России пришелся на период правления Путина. Еще треть убеждена, что «идеальное время» так и не наступило, а 14% опрошенных лучше всего жилось и мечталось в последнем десятилетии эпохи СССР.
Несмотря на общую неудовлетворенность жизнью в России, революционные настроения не пользуются популярностью (за насильственное свержение строявысказалось всего 3% граждан), зато лозунг «За социальную справедливость» поддерживает больше половины опрошенных, треть выступает за соблюдение прав человека, а 14% разделяют идею «Россия для русских». Правда, при этом россияне не хотят, чтобы к власти пришли анархисты и националисты, а идеальным правителем по-прежнему считают Петра Первого: более трети опрошенных полагают, что именно он наиболее полно и последовательно воплотил «русскую мечту» в жизнь. Второе место (14%) разделили между собой современные политики и православные святые: Путин, Зюганов, Жириновский и Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская. Неожиданностью стало то, что россияне перестали считать Сталина «эффективным менеджером» — за него проголосовало всего 9% респондентов.
Одно из самых поразительных изменений в сознании граждан России произошло в последние шесть лет. В 2006 году россияне были убеждены, что нетрудоспособные нуждаются в защите государства больше, чем малоимущие (31% против 13%). Сегодня отношение к малоимущим более трепетное (37% против 24%), из чего ученые делают вывод, что в 2012 году россияне стали считать себя более незащищенными, потому и требуют поддержки у государства.
А самыми забавными стали ответы респондентов на вопрос об «архетипе русской мечты». Опрошенным предлагалось самостоятельно вписать в таблицу тот образ, который у них ассоциируется с воплощением национальной мечты. Самым популярным женским ответом стала «Золушка», мужским — «Емеля» из сказки «По щучьему велению», а 20% респондентов связали «русскую мечту» с представлением о грозной, справедливой силе, защищающей слабых, — русских богатырях.