Спецпроект продолжает рукотворная анимация Дины Великовской — нежная, смешная, грустная, ностальгическая и актуальная
Дина Великовская — выпускница факультета анимации и мультимедиа ВГИКа, мастерская Нормунда Гунаровича Лациса; за спиной еще и театральное образование художника-постановщика. За время учебы Великовская сняла несколько короткометражных анимационных фильмов: «Мост», «Страницы страха» и «Мой странный дедушка», которые объехали потом все главные профильные фестивали мира. Последний побывал более чем на 40 смотрах, включая «Крок», фестивали в Суздале, Оберхаузене, Лондоне и Рио-де-Жанейро, «Послание к человеку», «Зеркало» и многие другие.
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
О кинетике. Отправной точкой стал документальный фильм о человеке, который делает кинетические скульптуры, приводимые в движение ветром. Этот человек заинтересовал меня своей одержимостью. Его скульптуры не несут никакого утилитарного смысла. Это абсолютно бесполезные громадные машины, состоящие из канализационных труб и полиэтилена. Меня поразило его отношение к своим скульптурам. Он считает их живыми. Ветер как бы вселяет в них жизнь. Скульптора зовут Тео Янсен. А самая первая идея фильма родилась из впечатления — как седовласый человек носится по пляжу с огромными, неповоротливыми скульптурами.
О куклах на пляже. Я сразу знала, что буду делать фильм именно в этой технике, поэтому искала идею, подходящую под нее. Я люблю кукольную анимацию. Мне нравится работать в объеме. Эта техника очень близка к игровому кино, поэтому она интересна не только мне, но и оператору, с которым я работала. Каждый раз, когда мы задумываем с ним фильм, в первую очередь решаем, какую атмосферу хотим создать. Очень приятно осознавать, что можешь создать свой собственный мир. Перед тем как появилась идея фильма, возникло желание создать подвижную атмосферу. Чтобы двигались не только персонажи, но и среда. Хотелось, чтобы персонажи были окутаны этой средой, были по-настоящему в ней. Пляж очень удобен для этого. Много простора, ветра. Мое желание создать иллюзию движения, конечно, утяжелило съемки. Надо было следить не только за персонажами, но и за каждой складочкой их одежд, за мусором, который там повсюду летает. Если мы что-то забывали передвинуть, приходилось снимать заново. Зато в кукольной анимации результат виден сразу, что очень вдохновляет на работу. Лично мне эта техника приносит очень много радости.
О барахле. Съемки проходили в подвале колледжа ВГИКа. Там просторно, и никто нам не мешал. Декорации очень простые. Песок и задник, то есть фон, на котором нарисовано небо. Декорации я сама сделала. Это одна из моих любимых частей работы над кукольным фильмом — работа над декорациями. До ВГИКа я училась на театрального художника, где получила знания о материалах. Это мне очень пригодилось. А вот создание моря стало для меня большой проблемой. Что мы только не перепробовали. Даже думали сделать его из кусочков стекла, что не очень безопасно для аниматора. Нам хотелось добиться бликов, чтобы оно мерцало и двигалось. В поисках материала пришлось страшно помучиться, потратить кучу времени. А море оказалось совсем рядом, у меня под кроватью. Полиэтилен, в который заворачивают мебель, стал идеальным решением. Послушный и мерцающий. Страшно была потом довольна собой, что не выбросила его. Так что я определенно дедушка из этого фильма. Собиратель барахла.
О молчании. В фильме никто не произносит ни слова, потому что так нас учат во ВГИКе. Если ты научишься делать кино без реплик, то с репликами будет проще простого. Но с репликами другие трудности. Я сразу задумывала кино без слов.
О словах. Кто автор сценария, совсем не важно. Просто так всегда получается, что пишешь сам. Главное, чтобы тема меня затрагивала. Мне важно найти связь с персонажами, чтобы их проблемы были мне понятны. Проще всего это сделать через собственное детство. По крайней мере, так получилось в этом фильме. Мне знаком стыд девочки перед сверстниками за дедушку. Потому что в детстве мне хотелось быть как все. Ничем не выделяться. Но и дедушка мне тоже близок. Его одержимость идеей создать что-то. Чувство, не поддающееся логике. Я знаю, что в момент вдохновения его не остановить. Без таких близких отношений с персонажами мне пришлось бы тяжело в процессе. Но эти ниточки можно попробовать найти и в сценарии, написанном сторонним автором. В будущем я обязательн-start--end-о попробую это сделать.
О времени и деньгах. Уже год я не учусь. За это время я сделала один фильм как художник-постановщик. Работа для молодых есть. Может быть, мне повезло выпуститься именно в тот период времени, когда на анимацию выделили деньги. Правда, деньги эти не большие. На производство хватает с трудом. Так что это всегда немного похоже на альтруизм. При этом я не чувствую себя уверенной настолько, чтобы взяться за полный метр. Удержать внимание аудитории даже в течение восьми минут уже не очень просто. Может, позже возьмусь, когда наберусь опыта.