На четыре дня Design Act 2009 оккупировал половину «Винзавода». Территорию огородили забором, за ним — летнее кафе с диджеями, за дизайнерскими столиками расслабленно сидят посетители и гости, рядом бегают дети с прищепками (взяты с одной из экспозиций) и суетятся организаторы. В цехах — выставки, лектории и «рынок» с 80 участниками от исландских Ingibjorg Hanna, японских Kna Plus и Kyouei до российских Nooka и «Бюро находок». Все это должно убедить публику в том, что дизайн в России существует, причем за пределами магазина IKEA.

Организатор фестиваля Игорь Шулинский разъяснил на пресс-конференции, что красивые чашечки и светильнички вовсе не блажь, не признак мещанства и консюмеризма, а необходимая составляющая гармоничной жизни.

Главной причиной скудости российского дизайна участники пресс-конференции назвали неспособность производить его в промышленных масштабах. Вот как это выразил Игорь Гурович: «Увлекшись построением безлопастных самолетов, космических кораблей и ледоколов, наша страна разучилась делать всего остальное. Мы сейчас находимся в ситуации, когда нужно начинать со спичек и булавок. Хотя в этом и наше счастье — впереди у нас пустыня».

Потом Гурович признался мне, что, хотя у нас нет рынка дизайна, хорошие дизайнеры есть.

Раньше сильным местом фестиваля была та его часть, что называется Design Market: виниловые наклейки, майки с принтами и забавные обложки для паспорта — в обычные дни их можно было достать только в магазине «Республика». За последний год таких барахолок и интернет-магазинов появилось превеликое множество. Какое отношение все они имеют к промышленному дизайну и зачем они все тут сидят, объяснил известный московский дизайнер сумок из кожи Максим Шаров:

Наехавший на меня велосипедист оказался художником Викентием Нилиным. Он хотел договориться на «Винзаводе» о своем участии в «Маркете», прием заявок на который давным-давно закрыт:

В этом году сильно расширена экспозиционная часть фестиваля. Вот что тут самое интересное. Прежде всего это выставка проживающей в США русской девушки Омами «Украденная красота» — про «одновременные открытия». Например, матрешки появились разом в России и Японии независимо друг от друга — в подтверждение этого приводятся соответствующие объекты. Затем предметы интерьера из коллекции компании Established & Sons, которую возглавляет муж Стеллы Маккартни, создатель журнала Wallpaper Элисэйр Виллис.

И, наконец, коллекция предметов старейшей итальянской фирмы Alessi — от штопоров и чайников до почтовых ящиков, созданных пятью значимыми дизайнерами современности: Ахиллом Кастильони, Андреа Бранци, Алессандро Мендини, Рихардом Саппером и Этторе Соттсассом.

Но всего этого было мало, чтобы заманить на фестиваль гуляющего за забором Марата Гельмана: «Не ходил и не пойду, оттуда вернулся наш человек Илья Матвеев, говорит, ничего интересного. А вот и он».

По итогам первого дня Design Act вывод можно сделать такой: до миланского I Saloni нам пока далеко, а разницу между «дизайнерским» и «ширпотребным» не уловить, все свалено в кучу, обувь Camper вместе с лампами а-ля IKEA. Одна надежда на Design Forum — может, кто-нибудь из гостей объяснит, в чем суть-то. Известный куратор Вендел Тен Арве расскажет, как голландский дизайн прошел путь от скучных сувениров до узнаваемых брендов, а у них есть чему поучиться. А Тимур Бурбарев, арт-директор студии Артемия Лебедева, обещал научить молодых дизайнеров правильно представлять и продвигать свои работы. Может, с этого и начнем, как голландцы, возрождаться.

Александра Рудык, «Афиша»