Кино на «Снобе»: Очень легкая эротика «Шиповник»
27-летняя Нигина Сайфуллаева училась культурологии в РГГУ, современному искусству в ИПСИ и режиссуре на ВКСР. На высших режиссерских курсах она сняла учебный фильм «Хочу с тобой» — «про девчонку, возраст и мимолетные впечатления. Он лежит в ютьюбе». 30-минутный «Шиповник» побывал на «Кинотавре» и Варшавском кинофестивале. На смотре студенческих работ «Святая Анна» он получил премию как лучший фильм, актриса Любовь Новикова — приз «Открытие таланта» за лучшую роль.
О музее. В кино я пришла через home video и музей современного искусства. Сначала снимала на мыльницу ролики — чувственные, семейные, а потом с другом без какой-либо задней мысли их смонтировала. За вином и разговорами. А потом, проходя мимо музея современного искусства, не знаю почему, решила зайти и показать им свой фильм. Даже не представляла, кому «им», но решила попробовать. Я спросила что-то на охране, мне подсказали, к кому обратиться. И, видимо, современное искусство находилось в глубоком кризисе, так как они взяли мое видео на выставку совре-start--end-менного молодежного искусства. Это был совершенно неожиданный поворот для ролика. И для меня, как впоследствии оказалось.
Об идее. Сложно преодолевать такие сложности, как съемки, не будучи мощно вштыренной какой-нибудь личной идеей. Фильм возник из образа девчонки в темных очках, лежащей на траве и разглядывающей какого-то парня. Она пила сок и все такое. Параллельно я ездила к папе в Таджикистан и в очередной раз поражалась свободе кровных браков. Этот образ и эта проблематика вместе очень хорошо сочетались — мне нравится, когда эмоции на пределе. Они кажутся мне открытыми. Но идея самого фильма, естественно, не про отношения брата с сестрой. Конечно, он лишь про главную героиню, ведь эта история могла произойти и не с братом, но так она острее.
О цвете. Фильм я воспринимала как драму. Благо жанр драмы так широк, что следовать чему-то особенному не приходилось. Разве что была задача сохранять реалистичность. Задача на последнем этапе, кстати, подорвалась. Перекосилась. Наша цветокоррекция, скорее, уводит от реальности. Кого-то такая картинка привлекла, а кого-то, наоборот, оттолкнула. И я совсем не уверена, что это был верный шаг.
О гостеприимстве. Все снималось в загородном доме, который заставил себя поискать. В мире немного есть людей, которые бы пустили съемочную студенческую группу из 22 человек на две недели к себе в дом — и жить, и снимать. Причем дом нам нужен был обязательно благополучный и весьма комфортный. Конечно, не по причине наших бытовых капризов. Просто мне было важно избежать в фильме голой социальной трактовки сюжета: вот у девочки плохие условия жизни, и поэтому она ведет себя так-то и так-то. Я хотела показать, что это происходит не из-за ржавого крана или злой матери. Она просто взрослеет, она не знает еще ничего. И этот миг невинности — очень важный. Дом мы в конце концов нашли через друзей. Его хозяин, наш друг, дизайнер Саша, конечно, не представлял себе масштабов бедствия. Он ожидал разговоров о киноискусстве, вечерних костров и посиделок за самоваром. Но, думаю, ему все стало ясно, когда на его участок въехал многотонный грузовик с генератором, камерваген, куча машин. И обернулось все в итоге 14-часовыми рабочими днями со считаными часами сна. Впоследствии эти несколько тонн продавили под собой плитку и навсегда уничтожили газон.
О Любе. Девушку на главную роль искала везде: в интернете, в театре, спрашивала у друзей. В ГИТИС вот тоже ходила. Единственное место, куда мне посоветовали там не заглядывать, — это местная столовка, где проводят время одни бездельники. Туда я и пошла. За бутербродом вдруг обнаруживаю рядом с собой ее — несколько выпендрежную, но прекрасную. Я подсела к Любе, сразу как-то озадачив ее друзей, и начала с ней болтать. Выслала сценарий. 25 страниц она читала около месяца. С одной стороны, меня злила такая незаинтересованность, с другой — радовало, что это точно та девочка. Моя героиня 25 страниц точно читала бы не меньше месяца.
О свободе. Я пока не разобралась, в рамках какого кино хочу существовать — коммерческого или авторского. Я с радостью и рвением снимала свои явно некоммерческие короткометражки, а следом — с неменьшей радостью и рвением занималась сериалом. Сейчас я готовлюсь к крепко некоммерческому полнометражному фильму. Но я пока на совсем раннем этапе, и есть время чувствовать себя свободной. На сегодняшний момент заканчивается работа над сценарием. Пишу в соавторстве с Любой Мульменко, замечательной сценаристкой. Долго я формулировала, что же меня сейчас интересует больше всего. И поняла, что примерно то же самое. Те же девочки, с теми же проблемами.
Другие фильмы проекта: