Вадим Рутковский: Кто получит премию «Оскар»? Опрос
24 февраля (а по московскому времени — ранним утром понедельника, 25-го) в Лос-Анджелесе пройдет 85-я церемония награждения премией Американской киноакадемии «Оскар». В ожидании дня икс публикуем прогнозы и ожидания
Начнем с девятки фильмов, претендующих на звание лучших. Здесь две белых вороны — «Любовь» Михаэля Ханеке и «Звери дикого юга» Бена Цайтлина, — на которые не поставит ни один завсегдатай букмекерских контор. «Любовь» — австро-французская копродукция; появление среди основных номинантов неанглоязычного фильма — редчайший случай (прошлогодний лауреат, французский «Артист», был, если помните, немым, а единственная финальная реплика звучала по-английски), и здесь драма Ханеке чисто для красоты. Но кроме номинации «Лучший фильм года», «Любовь» вошла и в пятерку претендентов на «Лучший фильм на иностранном языке», и вот здесь в ее победе я ничуть не сомневаюсь. Хрупкость и кустарное обаяние фильма «Звери дикого юга» участники проекта «Сноб» оценили первыми в России, однако и этот победитель прошлогоднего «Сандэнса» не может рассчитывать на «Оскар»: он включен в номинанты из уважения к такому замечательному, но, увы, совершенно непопулярному явлению, как американское независимое кино.
Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Звери дикого юга»
Кадр из фильма «Операция «Арго»
Кадр из фильма «Линкольн»
Кадр из фильма «Джанго освобожденный»
Кадр из фильма «Жизнь Пи»
Кадр из фильма «Отверженные»
Кадр из фильма «Цель номер один»
Кадр из фильма «Мой парень – псих»
А вот «Операции "Арго"» Бена Аффлека грех жаловаться на популярность; в ее активе уже есть «Золотой глобус» за лучший драматический фильм, и вот по этой вроде бы радостной причине «Оскар» ему, по существующему поверью, уже не достанется. Но кто знает — лично я буду болеть за «Арго», безупречный триллер и остроумнейший гимн кино, авантюристам и свободе.
Если «Оскар» достанется «Линкольну» Спилберга или «Джанго освобожденному»Тарантино, я не расстроюсь. Но академики любят подложить свинью: возьмут и наградят «Жизнь Пи» Анга Ли — почему бы и нет? Там есть уйма 3D-аттракционов, запоминающийся тигр Ричард Паркер, акулы и дышащий остров, но все это лишь красочная подводка к финальному, как бы страшно важному и серьезному, но по сути банальному месседжу (о том, что только фантазия и человечность помогут выжить в экстремально-бесчеловечных условиях). Плюс у Академии должок перед Ангом Ли, не сомневавшимся в победе «Горбатой горы», но неожиданно проигравшим сегодня уже позабытому фильму «Столкновение» (поговаривают, что именно из вредности и ревности «Оскар» не достался «Горе», уже увенчанной «Глобусом»). Кстати, «Глобус» за лучшую комедию/мюзикл есть у «Отверженных» Тома Хупера, и я надеюсь, что это — оберег, который не позволит двум с половиной часам очень плохой музыки получить хоть что-то еще.
«Цель номер один» Кэтрин Бигелоу — выдающийся фильм, но к уже увенчанному «Оскаром» «Повелителю бурь» мало что добавляет.
А картину «Мой парень — псих» Дэвида О. Рассела я бы предпочел обойти молчанием: это фильм отличного режиссера, который обожают почти все мои друзья, мне же было мучительно скучно и фатально не смешно. Надо пересмотреть.
Тот самый псих — одномерный и непластичный артист Брэдли Купер и чрезмерно патетичный Хью Джекман из «Отверженных» выглядят самыми слабыми претендентами на «Оскар» за лучшую мужскую роль. Дэнзел Вашингтон в «Экипаже» Роберта Земекиса прекрасен как всегда, то есть хорош, но без новаций и открытий, плюс два «Оскара» (за «Славу» и «Тренировочный день») у него уже есть. Самые сильные кандидаты — Дэниел Дэй-Льюис, сыгравший Линкольна с такой физиологической достоверностью, будто снимается не у Спилберга, а у Сокурова, и Хоакин Феникс из «Мастера» Пола Томаса Андерсона. Я не люблю эту картину, но болеть буду за Феникса: и сыграл на физическом пределе, и интервью «Снобу» дал.
Брэдли Купер
Хью Джекман
Дэнзел Вашингтон
Дэниел Дэй-Льюис
Хоакин Феникс
Любопытен расклад номинанток на «Оскар» за лучшую женскую роль. По-честному, никто не составит конкуренцию грандиозной Джессике Частейн, сыгравшей охотницу на бен Ладена в триллере Кэтрин Бигелоу «Цель номер один». Но есть большая вероятность, что золото станет подарком француженке Эммануэль Рива, сыгравшей в «Любви»: именно 24 февраля ей исполняется 86 лет. Оставшаяся тройка может расслабиться: Наоми Уоттс в «Невозможном» достоверно изображает физические страдания матери троих детей, выжившей после цунами, но мы же, на минуточку, больше жаждем душевных?! Дженнифер Лоуренс в «Моем парне — психе» эксплуатирует образ девчонки из соседнего подъезда — с артхаусной поправкой на легкую невменяемость. Крохотная Кьювензане Уоллес из «Зверей дикого юга» должна вызвать у зрителей и обозревателей умиление, но не более.
Среди артистов, номинированных за второплановые роли, много тяжеловесов: Де Ниро, сыгравший того еще психа у Дэвида О. Рассела, Алан Аркин — шикарный продюсер-хитрец из «Арго», Томми Ли Джонс — политик, положивший жизнь за отмену рабства, в «Линкольне», Кристофер Вальц, которому после немецко-фашистского мерзавца из «Бесславных ублюдков» Тарантино пожаловал исключительно положительную роль в «Джанго», и основатель как бы сайентологического учения Филипп Сеймур Хоффман в «Мастере». Надеюсь, что победит Аркин.
Среди второплановых женщин выделяется Салли Филд, сыгравшая жену Линкольна. Ни Эми Адамс — еще одна жена большого человека, «Мастера», ни многократно изнасилованная, остриженная и изувеченная Энн Хэтэуэй в «Отверженных», ни витальная, но предсказуемая Джеки Уивер из «Психа» и рядом не стояли. Я, правда, не видел фильм «Сессии» и ничего не могу сказать о работе Хелен Хант.
Так или иначе, бессонная ночь с воскресенья на понедельник нам гарантирована. Если все же выберете сон, читайте репортаж о тех, кто и при каких обстоятельствах премию получил, на нашем сайте в понедельник, 25 февраля.