В нашем разделе «Наука» мы, как могли заметить внимательные читатели, чередуем темы серьезные, глубокие и важные с темами пустыми и вздорными. Это, как многие догадываются, делается для того, чтобы угодить нашей читательской аудитории во всем ее цветущем многообразии.

Напишем про квантовую суперпозицию или про мюонный атом — в ответ благоговейная тишина, будто в пустой церкви. Напишем про женщин как объект полового чувства — и сразу же оживление, люди комментируют, упрекая нас в легковесности. Интересно им, наверное, прочитать такую заметку, чтобы убедиться, как мы наглядно деградируем.

Я-то их понимаю, я и сам каждый день посещаю порносайты, дабы отслеживать падение нравов в реальном времени. Наша же рубрика, повторяю, выгодно отличается от порносайтов некоторым разнообразием. Иногда у нас бывает про серьезное и малопонятное. Ну а сегодня не такой день, сегодня все как обычно.

Сегодня мне хочется познакомить читателей с одним исследованием, тема которого довольно провокационна — не каждый решится обсуждать такое в присутствии дам. Речь идет вот о чем: у многих людей воняют подмышки.

Если быть научно точным, эта беда мучает 98% европейцев. Но в других краях мира ситуация другая: в Китае, например, очень многие начисто лишены этого свойства. А в Корее запах из подмышек и вовсе никому неведом.

Разумеется, феномен не прошел мимо внимания ученых, которые тотчас же атрибутировали его полиморфизму человеческого гена АВСС11. Ген этот имеет два видимых проявления. Во-первых... («Если вы хотите заниматься биологией, убейте в себе брезгливость», — говорили мне когда-то на преддипломной практике), так вот, во-первых, у носителей активной формы* этого гена в ушах образуется «мокрая сера», а у носителей пассивной формы — «сухая».

Во-вторых, у носителей активной формы подмышки выделяют вещество, провоцирующее размножение бактерий. Собственно, именно бактерии отвечают за придание человеческому телу его неповторимого запаха. То есть у тех, кто получил от родителей две неактивных формы гена АВСС11, подмышки не представляют никакой проблемы.

Среди европейцев ген АВСС11 встречается почти всегда в активной форме. А в популяции обитателей Юго-Восточной Азии он был по каким-то причинам почти утрачен. В промежутке между этими регионами (например, в Индии, Иране или среди коренного населения Америк) частота гена колеблется где-то около 50%. И вместе с ним меняются ароматические характеристики тамошних обитателей.

Но, конечно, если бы ученые попросили грант на сравнительное исследование вонючести индейцев и папуасов, им бы не то что не дали ни копейки, а еще и устроили бы выволочку за неэтичность поставленной задачи. Поэтому работа, выполненная в Бристольском университете и опубликованная в Journal of Investigative Dermatology, преследовала цель не общепознавательную, а чисто коммерческую: выяснить, насколько приверженность людей к подмышечным дезодорантам зависит от наличия у них активной формы гена АВСС11.

Оказалось, что, конечно, зависит. Среди женщин с проблемными подмышками (в Великобритании) дезодорантами пользовались 98%. Среди мужчин, надо признать, поменьше — всего 93%, то есть каждый четырнадцатый британец не готов принимать сомнительную стигму метросексуала ради такой мелочи, как борьба с собственной вонью. Среди тех, у кого никаких проблем с подмышками быть, казалось бы, не должно, приверженность к дезодоранту меньше... но незначительно! 75% женщин с неактивной формой гена по-прежнему покупают дезодорант и активно им пользуются.

Таких женщин, конечно, всего около 2% населения, но в масштабах страны Великобритании получается приличная толпа людей. Которые тратят на абсолютно ненужный им дезодорант девять миллионов фунтов в год. Да ладно бы ненужный — вредный, на самом деле, для кожи, как любая химия.

Ну, ладно бы английские девушки с генотипом АА*: их мало, и они под огромным давлением окружающего общества. И не заметишь, как подчинишься общей тенденции или клюнешь на дурацкую рекламу. Но вот Юго-Восточная Азия: там активная форма гена встречается лишь у 1% населения, а дезодорант употребляют 7%!Никакого давления большинства — в чистом виде стремление к самосовершенствованию, желание быть идеальной или по крайней мере больше похожей на пахучих обитательниц цивилизованного западного мира. Ну это как вьетнамские дети на Рождество посыпают все вокруг белой крошкой: что это и зачем, непонятно, но белые люди так делают, и лучше просто им подражать, чтобы не оказаться в глупом положении мировых аутсайдеров.

Любопытно, как используют данные этого исследования парфюмерные корпорации. Возможно, будет чуть меньше рекламы, где прекрасный юноша восхищается девой, танцующей в маечке с поднятыми руками. И чуть больше — про черно-белое платье, на котором теперь не будет ни желтых пятен на белом, ни белых на черном (у нас уже эту рекламу часто показывают; возможно, мы для них — Азия). А может, данные про ген АВСС11 и вовсе засекретят, потому что в Юго-Восточной Азии живет почти два миллиарда народу, и если довести у них частоту бессмысленных покупок до британских 75%, это же какие деньжищи можно поднять.

Но мы — не парфюмерная промышленность, мы просто любопытствующие дилетанты. И нам это все интересно лишь в качестве примера. Во-первых, вот чем занимается сегодня популяционная генетика человека. Во-вторых, вот так мы, человечество, катимся в пропасть ничем не мотивированного потребительства. Безо всякого для себя удовольствия, заметьте.

* Примечание. На самом деле обе формы ABCC11 гена вполне активны в отношении других функций, но отличаются единственной нуклеотидной заменой — аденин (А) вместо гуанина (G), что приводит к утрате притягательности подмышек для бактерий. Соответственно, в Европе больше всего гомозигот GG, в Корее — гомозигот АА. Гетерозигот GA больше всего в прочих местах. У них наблюдается промежуточный фенотип (запах есть, но не такой убийственный).