Дорогостоящий футбольный тренер и модный автомобильный дизайнер в равной степени бесполезны в России. Их гонорары — первый признак того, что ничего путного не выйдет. Помпа, с какой обставляют их появление, никогда не обернется толком, не заронит зерно.
Сумасшедшие гонорары экспатов вообще представляются мне изощренным способом вывезти из страны избыток нефтедолларов, этой урины, присутствие которой в обороте внутри России способно подорвать и без того некрепкое экономическое здоровье страны.
Ну да ладно. Пусть гонорары кружат кому-то голову. Российский футбол также не стану обсуждать — он, по большому счету, достоин своих болельщиков. Но дизайнеры? Поразительную оценку пришлось однажды услышать в адрес наших автомобильных дизайнеров: рисовать они умеют лучше, чем преподносить себя и свои работы.
«АвтоВАЗ» повелся на грамотный промоушн Стива Маттина, и с прошлого года этот шведский дизайнер является в Тольятти шеф-стилистом. Что из этого вышло? Первый концепт-кар, сделанный под началом г-на Маттина (поработавшего и на Mercedes-Benz, и на Volvo), продемонстрировал полное отсутствие самостоятельной идеи. Какой-то компилянт из решений, освоенных другими — Lexus, Opel, Volvo.
Вазовцы всегда любили пустить пыль в глаза. Пижонский, «показушный» завод. И матерый Стив Маттин тотчас раскусил эту черту.
А была «Нива» Валерия Сёмушкина, и был ВАЗ-2105. Пусть и безобразно исполненный в серии, этот автомобиль был виртуозно нарисован дизайнером Владимиром Степановым.
Неужели таланты остались в прошлом? И нет россиянина, достойного занять пост главного дизайнера. Знаете, что обычно отвечают вазовцы? «Это всеобщая практика: иностранцев приглашают в автомобильные компании, чтобы они привносили свежую струю в приевшуюся обыденность, придавали стилю экзотический колорит». А коли начнешь наседать, то интимно так, взявши за локоток, сообщат: наши щи лаптем хлебают, ничегошеньки не могут.
Не углубляясь в историю, я задался целью установить, так ли невостребованны и бесталанны наши автомобильные художники. Оговорюсь, что это не история в духе «не смог реализовать себя на Родине и уехал». Просто сам факт массового участия наших в мировой автомобильной индустрии любопытен.
Для начала вспомнил Владимира Ярцева, одного из авторов дизайна ВАЗ-2110. Того самого, который в обход начальства во время визита Михаила Горбачева с супругою на «АвтоВАЗ» протиснулся к генсеку с эскизами перспективных разработок и кому, по существу, мы обязаны крылатой горбачевской фразой: «быть законодателем автомобильной моды в мире». (Вырванная из контекста, эта фраза послужила поводом для многих шуток, хотя на самом деле произнесена была в качестве предложения-пожелания.) Выскочке-Ярцеву тогда не дали втык: время было перестроечное, инициатива поощрялась. Но он все равно уехал, в 1993 году основал в Бельгии небольшое дизайнерское ателье.