«Длинная ночь музеев» (Lange Nacht der Museen) проходит два раза в году, и в этот раз она проходила под лозунгом «Изменения в музейном ландшафте» (Museumslandschaft im Wandel). Надо сказать, что формат Ночи музеев очень понравился берлинцам, поэтому теперь существует не только она, а ночи всего на свете. Не так давно прошли Ночь науки, Ночь книг, даже Ночь шопинга. Составляя маршрут на предстоящую ночь, я запланировал 20 мероприятий в 17 музеях. Выбор был непростым: всего в мероприятии участвовало более 100 музеев, которыми было организовано 368 различных представлений, докладов, выступлений и прочего. Однако на этот раз в Ночи музеев приняло участия сравнительно небольшое количество зрителей, виной чему похолодание и дожди, которые неожиданно обрушились на Берлин накануне.

Впрочем, незадолго до наступления темноты и перед тем как полил дождь, я успел забраться на Берлинский собор, где бродили толпы легко одетых посетителей.

 

Затем я отправился осматривать один из самых больших органов Германии. Орган был построен вместе с Берлинским собором — в 1905 году. Во время войны горящий обрушившийся купол повредил инструмент, затем его трубы частично растащили на металлолом. Совсем недавно, в 2006 году, орган наконец восстановили, сделав из него гигантский музейный экспонат, которым при этом регулярно пользуются.

Желающих подняться наверх, а также посмотреть на орган изнутри набралось много. Проводивший экскурсию органист выглядел несколько изможденным. Однако он продолжал рассказывать новым партиям зрителей об особенностях инструмента и его звукового диапазона: верхние ноты практически не слышно, а нижние чувствуешь всем телом. Я выбрался из собора и пошел по Унтер-ден-Линден дальше. В Немецкой государственной опере (Staatsoper Berlin) давали «Тристана и Изольду» Вагнера. Длящееся около четырех часов действо на огромном уличном экране могли наблюдать все те, кто по тем или иным причинам не смог попасть внутрь. Таких набралось довольно много, однако к этому моменту погода уже совсем испортилась, и на площади оставались лишь те, кто был должным образом одет.

Заглянув поочередно практически во все открытые двери на Музейном острове, я решил поехать в Art Center Berlin. Там по пустынным залам бродили редкие посетители, звучала странная музыка, которую исполняли усталые музыканты.

 

В Музее ГДР - следующей точке моего ночного маршрута - посетители честно отрабатывали девиз музея - «История, которую можно потрогать», беспрестанно и активно щупая и передвигая различные предметы социалистического прошлого: от пионерских значков и галстуков пионеров до социалистического автомобиля «трабант». Престарелый диджей играл ностальгические хиты, бывшие особенно популярными на всей территории уже несуществующей страны. Слушая музыку, посетители присаживались на старые диваны, стоявшие в интерьере типовой гэдээровской квартиры. Со стола на них косо смотрела старенькая матрешка — символ вечной братской дружбы двух народов.

 

Закончилась 25-я Ночь музеев салютом и световым шоу — так же, как и большинство предыдущих музейных ночей.

Однако увидеть этот салют смогли немногие. Дождь, холод и желание спать сделали свое дело. Так что город опустел еще до официального завершения мероприятия.

 

Константин Куцын