Антон Сазонов: Пьер Ришар говорит по-французски. Гид по фестивалю франкофонии
27 марта в кинотеатре «35 мм» открывается кинофестиваль, в программе которого фильмы из Франции, Швейцарии, Канады, Бельгии, Румынии и даже Чада. Но в каждом из них доминирует французский язык. Мы составили карту для ориентировки на этой киноманской местности
Кадр из фильма «Конгорама»
Кадр из фильма «Клянусь, это не я»
Кадр из фильма «Левая половина холодильника»
Имя. Филип Фалардо: в программе фестиваля три фильма этого канадского режиссера, отличного рассказчика странных сентиментальных историй. «Конгорама» — самая экзотичная и душевная из комедий Фалардо, открытая каннским «Двухнедельником режиссеров». В главной роли — выдающийся бельгийский актер Оливье Гурме, пухлощекий очкарик, обожаемый братьями Дарденн, артист, способный быть и умилительно-наивным, и зловещим. Здесь он — любознательный недотепа, в сорок с лишним лет отправляющийся на поиски биологических родителей. Результатом путешествия становится причудливая и мозаичная картина — о дружбе и иронии судьбы. Другой фильм Фалардо, «Клянусь, это не я», — ностальгическая комедия, несправедливо проходящая по разряду семейного кино: это такой забавный альтернативный взгляд на веселый 1968-й — не как на год революций, а как на год детских проказ. «Левая половина холодильника» — первый полнометражный игровой фильм Фалардо, замыкающий мини-ретроспективу.
Кадр из фильма «А давайте жить все вместе?»
Кадр из фильма «Аванти»
Старики. На открытии показывают фильм, два года назад закрывавший престижный киносмотр в Локарно — «А давайте жить все вместе?». Таким вопросом задаются его герои — весьма пожилые люди, в изображении которых отрываются звезды первой величины. Пьер Ришар, Джейн Фонда, Джеральдина Чаплин, Клод Риш — все они опровергают привычные представления о возрасте, и неудивительно, что герой немецкого птенца Даниэля Брюля выглядит на их бойком фоне желторотым несмышленышем. Другой фильм, где старость величественна, активна и безумна, — «Аванти» с Ханной Шигулой.
Политика. Три фильма задевают общественно-политическое устройство — тремя разнообразными способами. «Омар меня убить», вторая режиссерская работа Рошди Зема, — биография Омара Раддада. Грамматически неправильное заглавие — кровавая надпись, найденная 24 июня 1991 года на стене виллы Гислен Маршаль. Надпись была едва ли не единственной уликой, но и этого хватило, чтобы осудить Омара, работавшего у пожилой дамы садовником, на 18 лет. По убеждению авторов фильма — несправедливо, вина же возлагается на общество.
Кадр из фильма «Имена людей»
Кадр из фильма «Человек, который кричит»
«Имена людей» Мишеля Леклерка — комедийная энциклопедия французского социума, байка о сексе и политической борьбе между правыми и «икорными» левыми. Наконец, «Человек, который кричит» режиссера из Чада Махамата-Салеха Харуна — суровая, лишенная намека на мелодраматизм трагедия, герой которой теряет сына в гражданской войне.
Большой стиль. То, чем отличается старое, снятое еще до «новой волны» французское кино, идеально воплощается в фильме «Всё сначала» Ксавье Джанноли, участнике каннского конкурса. История афериста, задумавшего нажиться на замороженной стройке, — пустяшное, в общем, преступление, — превращается в панораму, эпос, полный невероятных, однако же заимствованных у реальности событий.