Имя. Филип Фалардо: в программе фестиваля три фильма этого канадского режиссера, отличного рассказчика странных сентиментальных историй. «Конгорама» — самая экзотичная и душевная из комедий Фалардо, открытая каннским «Двухнедельником режиссеров». В главной роли — выдающийся бельгийский актер Оливье Гурме, пухлощекий очкарик, обожаемый братьями Дарденн, артист, способный быть и умилительно-наивным, и зловещим. Здесь он — любознательный недотепа, в сорок с лишним лет отправляющийся на поиски биологических родителей. Результатом путешествия становится причудливая и мозаичная картина — о дружбе и иронии судьбы. Другой фильм Фалардо, «Клянусь, это не я», — ностальгическая комедия, несправедливо проходящая по разряду семейного кино: это такой забавный альтернативный взгляд на веселый 1968-й — не как на год революций, а как на год детских проказ. «Левая половина холодильника» — первый полнометражный игровой фильм Фалардо, замыкающий мини-ретроспективу.

Старики. На открытии показывают фильм, два года назад закрывавший престижный киносмотр в Локарно — «А давайте жить все вместе?». Таким вопросом задаются его герои — весьма пожилые люди, в изображении которых отрываются звезды первой величины. Пьер Ришар, Джейн Фонда, Джеральдина Чаплин, Клод Риш — все они опровергают привычные представления о возрасте, и неудивительно, что герой немецкого птенца Даниэля Брюля выглядит на их бойком фоне желторотым несмышленышем. Другой фильм, где старость величественна, активна и безумна, — «Аванти» с Ханной Шигулой.

Кадр из фильма «Омар меня убить»
Кадр из фильма «Омар меня убить»

Политика. Три фильма задевают общественно-политическое устройство — тремя разнообразными способами. «Омар меня убить», вторая режиссерская работа Рошди Зема, — биография Омара Раддада. Грамматически неправильное заглавие — кровавая надпись, найденная 24 июня 1991 года на стене виллы Гислен Маршаль. Надпись была едва ли не единственной уликой, но и этого хватило, чтобы осудить Омара, работавшего у пожилой дамы садовником, на 18 лет. По убеждению авторов фильма — несправедливо, вина же возлагается на общество.

«Имена людей» Мишеля Леклерка — комедийная энциклопедия французского социума, байка о сексе и политической борьбе между правыми и «икорными» левыми. Наконец, «Человек, который кричит» режиссера из Чада Махамата-Салеха Харуна — суровая, лишенная намека на мелодраматизм трагедия, герой которой теряет сына в гражданской войне.

Большой стиль. То, чем отличается старое, снятое еще до «новой волны» французское кино, идеально воплощается в фильме «Всё сначала» Ксавье Джанноли, участнике каннского конкурса. История афериста, задумавшего нажиться на замороженной стройке, — пустяшное, в общем, преступление, — превращается в панораму, эпос, полный невероятных, однако же заимствованных у реальности событий.

Кадр из фильма «Всё сначала»
Кадр из фильма «Всё сначала»