Кино на «Снобе»: люди и монстры в комедии «Новые приключения Коня-людоеда»
До того как поступить во ВГИК на факультет анимации и мультимедиа, 26-летний Михаил Шаповалов отучился на специалиста по рекламе в Ярославском ГПУ им. К. Д. Ушинского. О своих работах во ВГИКе Михаил отзывается довольно критически: «Снял один посредственный мультфильм, один чуть менее посредственный музыкальный клип, три короткометражки, лишь одна из которых заслуживает хоть какого-то внимания, один научно-популярный фильм, но, скорее, телевизионного образца. Преподаватели отмечают проделанную работу, но, как и я, видят всё, что не удалось». Тем не менее Шаповалов едва ли не единственный режиссер своего поколения, который умеет органично использовать спецэффекты. В этом можно убедиться хотя бы по его шуточной, как называет ее сам режиссер, работе «Новые приключения Коня-людоеда», рассказывающей о зарождении в московском спальном районе первого отечественного супергероя. Также Коня-людоеда можно увидеть в клипе Михаила на одноименную песню группы «Кирпичи».
О горизонтах. Пошел во ВГИК изначально, чтобы научиться снимать. Хотел заниматься рекламой. С детства меня что-то в этом привлекало. Сейчас, конечно, когда горизонты несколько расширились, я уже задумываюсь и о чем-то большем. Но изначально все было связано именно с ней.
Об опыте. Первое образование, так или иначе, перед поступлением во ВГИК быть должно. В этом я не сомневаюсь. Особенно, глядя на пример людей, которые поступили во ВГИК сразу после школы. Но даже мне кажется, что я пошел учиться этому рано, ведь режиссура — вещь серьезная, тут важен жизненный опыт, мировоззрение и прочие вещи, которые получаешь с возрастом. У нас же многих набрали после школы и, как мне кажется, очень зря.
Об учителе. Мой лучший преподаватель — Олег Добрынин. Несмотря на то что сам он не является каким-то крупным режиссером и занимается, заметьте, исключительно рекламой, сам по себе чудесный педагог. Он буквально вместе с нами проходит все теоретические и практические моменты мастерства, и видно, что ему это доставляет не меньшее удовольствие, чем нам, студентам.
О выборе. Идея этой истории пришла не мне, а моему другу Алексею Белякову, с которым мы его и снимали. Мы сначала пять лет отучились в Ярославле, а потом перебрались сюда. Нас многое объединяет. Хотели пошутить. Изначально у фильма было три финала. Возникли они из глупости, царящей на нашем факультете. Нам дали задание сделать интерактив, но преподаватели сами не понимали, что это значит. И вот за счет трех разных концовок, которые можно было выбрать, мы и вышли из этого положения.
О коллективизме. Идей у меня всегда полно. И все, что касается подобных интерактивных штук, меня всегда прельщало. Другое дело, что в одиночку я этого ни организовать, ни снять не смогу. Ограничение я испытываю в нервах и прочих человеческих ресурсах. У меня с этим, по крайней мере, проблема. А вот с идеями — нет. Я хоть сейчас готов был бы накатать пару-тройку сценариев.
О кризисе. Что касается сторонних сценаристов — тут беда. Во ВГИКе, по крайней мере, уж точно. Весь сценарный факультет — все, кого я знаю, по крайней мере, — осознает, что факультет стоящих специалистов не выдает. В то же время каждый из них старается что-то делать. И это похвально. Беда лишь в том, что ни у кого ничего не выходит. Я еще не видел, чтобы вгиковский режиссер особо удачно сотрудничал с вгиковским сценаристом. Зачастую режиссеры пишут сценарии лучше.
О терниях. Сложности во время съемок испытывал банальные. Бюджет — ноль рублей, снимали при высокой минусовой температуре. Все съемки проходили в окрестностях общежития ВГИКа. Музыку отбирали самую любимую. С техническими моментами сложностей как раз не было. Все спецэффекты делались вручную, на компьютере, дома. На этом фильме спецэффектами занимался не я, а наш новый знакомый Сергей Васильев, который по этому делу как раз специализируется. Я тоже могу, но опять же, как нас учил Карл Маркс, кооперация и разделение труда гораздо удобнее.
О «черном фильме». Диплом у меня будет в стиле нуар. История вроде Ромео и Джульетты, только в большом сером городе. И погибает лишь один из героев. К нуару я решил вернуться (Михаил Шаповалов прибегал к этому жанру в одной из своих курсовых работ во ВГИКе. — Прим. ред.), потому что история оказалась такой, что подходит именно под этот жанр. Плюс ко всему эта стилистика нарочито искусственная. А ведь слово «искусственная» происходит от «искусство», разве не так? Вообще, изначально, хотел на диплом взять что-то более забавное, но тут как раз навалился кризис идей, с которыми вроде и все в порядке, но среди тех, что есть, ни одной забавной не нашлось.
Другие фильмы проекта
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]