Гелия Делеринс /

Тайны самолетной кухни

Больше, чем на кухню любого мишленовского ресторана, я мечтала попасть на кухню какой-нибудь авиакомпании. Из всех компаний, которые я просила меня пустить в свои тайные пространства, где варят, моют, чистят и пакуют, откликнулся только Swiss. Теперь я знаю, как готовят еду для наших полетов, откуда она берется и как дезинфицируют ложки и вилки. Причем не только для Swiss, а для всех компаний, совершающих посадку в Цюрихе. Знаю, видела своими глазами и собираюсь вам рассказать, потому что вряд ли вы когда-нибудь попадете в эти фабрики-кухни. Но сначала — зачем все это и что за личные отношения связывают нас с едой в самолете

+T -
Поделиться:

В том-то и дело, что все безлично. В самолете каждого из нас превращают в послушную единицу, хотя бы ради безопасности. В номер кресла «15А». Еда способствует этому как ничто. Ведь идти или не идти в ресторан — мой личный выбор, а в самолете выбора нет. Разве что «вам мясо или рыбу, мадам?»

Еду в самолетах мы все дружно ненавидим. Этот замороженный хлеб, эти пластмассовые вилки, это варево с соусом! Моего ребенка от запаха еды, которую где-то там разогревают стюарды, сразу начинает тошнить, и он просит не ставить поднос не только перед ним, но и передо мной. Странно, правда? Ведь именно когда оторвался от земли и висишь в воздухе с незнакомыми людьми, хочется «заесть» тревогу.

Еда в самолете — повод завязать знакомство с соседом или хотя бы понять, кто такой этот человек, что только что спал у вас на плече. На земле мы продолжаем обсуждать эту еду, а значит, она нам действительно важна. Кто-нибудь непременно спросит: «А как там кормят-то? А вот я, помню, летел, так там подавали...» В обычном, земном ресторане, если ужин не удался, мы просто пожмем плечами или пошутим, в крайнем случае вызовем менеджера. В самолете — обижаемся, принимаем близко к сердцу, даем себе страшные клятвы: «Больше — никогда!» У некоторых срабатывают древние инстинкты, они готовятся основательно, набирают в сумку орехов, яблок и йогуртов.

Со мной как-то летела такая молодая мама, ее запасов хватило на двенадцатичасовой перелет Лос-Анджелес — Париж не только на ее семейство, но и на нас с сыном. С тех пор я поступаю так же .... и ненавижу кухни авиакомпаний еще больше. Потому что когда в ручной клади с фотоаппаратами, компьютером и плюшевым микки-маусом у вас раздавился йогурт, это, согласитесь, неприятно, даже если этот йогурт «органик». А если не есть ничего, то, когда чужой ребенок в десятый раз толкает спинку вашего кресла ногами, больше всего хочется оказаться дома и есть жареную картошку, наш comfort food. Или хотя бы попросить у стюардессы вискаря.

А ведь как все начиналось!

Вот так: «Предметы внизу росли со страшной быстротой. Корзина была меньше чем в двухстах футах от поверхности озера Чад...

— Долой провизию! Провизию долой! — крикнул снова доктор.

И ящик со съестными припасами полетел в озеро».

Это падают в Сахаре член Королевского научного общества Самюэль Фергюссон, Джо и Дик Кеннеди, герои Жюля Верна. Да, начиналось с воздушного шара, с оплетенных бутылей с драгоценной водой, с галет и сушеного мяса. С романтики и приключений.

Лучше всего кормили в дирижаблях. Там можно было пить чай и смотреть на закат через прозрачную перегородку. Утром метрдотель в ливрее приносил кофе в легкой фарфоровой чашечке и заранее, еще на земле, обговоренный завтрак. После завтрака — прогулка по нижней палубе (между прочим, туда и обратно — почти полкилометра). Обедали все вместе — в столовой, за столами со скатертями и серебряными приборами. Пассажиров бывало немного, не больше 50 человек. Повара готовили тут же — в отдельной кухне, с электрической плитой, холодильником и профессиональной духовкой. Никаких готовых блюд с земли не брали, грузили мясо и птицу — до 200 кг, яйца, свежее масло. Были даже бар и курительная комната, при входе в которую сидел специальный человек и внимательно следил за безопасностью.

Кончились дирижабли, начались самолеты. Но и в первых самолетах еще работали бары с настоящей стойкой, диванами и козетками, по крайней мере для пассажиров первого класса.

Получив разрешение от Swiss и готовясь к посещению кухонных мощностей аэропорта Цюриха, я засела за изучение коллекции меню антрополога Джорджа Фостера. Этот замечательный человек, похожий на героев Жюля Верна, летал, ездил и плавал на кораблях всю свою долгую жизнь (он умер в 92 года) и в самые разные страны. Накопленные им меню — история и еды, и художественных стилей. И совершенно профессиональный антропологический материал. Среди них — меню компании Mexicana, рейс Ньй-Йорк — Мехико, первый класс. Вот оно, там еще есть тот самый бар и его напитки:

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Все закончилось в 1970–1980-е. Самолет стал массовым видом транспорта, бар оказался слишком дорог, пространство уплотнялось, и провизия первой «полетела за борт», как с воздушного шара Самюэля Фергюссона. Стала однообразной и коммерческой. Жюль Верн, как всегда, оказался провидцем: «Кстати, — говорит оДик Кеггеди в «Пяти неделях на воздушном шаре», — это будет, наверное, очень скучное время, когда промышленность все приберет к своим рукам. Изобретая все больше и больше машин, человек сам станет их жертвой!»

Вот мы и оказались там, где оказались: с едой одинаковой, унылой и массовой. Той едой, которую мы не выбираем.

Правда, в последнее время появилась надежда. Конкуренция между компаниями стала так велика, что на питание на борту наконец обратили внимание. Именно она оказалась той деталью, которая определяет выбор. «Там все-таки получше кормят, а разница в пятьдесят евро — не разница» — так я размышляю перед компьютером, прежде чем заказать билет. Мы все поневоле стали путешественниками: только в этом марте я поднималась на борт шесть раз. Тут задумаешься над самолетной едой.

Да что там, «неплохо кормят». Меню (для первого, конечно, и бизнес-класса) отныне готовят Робюшон, Рамзи, Нобу...  Swiss тоже предупредил меня, что пользуется услугами звездного, мишленовского шефа. Я его встретила — Мартин Гёшель, действительно, знаменитость, у него не только Мишлен, но и по Gault et Millau восемнадцать пунктов, его выбирали из многих. Но дело не в звездах, а в той же «домашней картошечке», которой так хочется в самолете. Компания раскрыла все карты — мы с Мартином ездили к сыроделу, который производит сыр для пассажирского меню, и к колбаснику, и к виноделу. Кстати, если ваше любимое бордо вам в воздухе не понравится, не вините сразу же авиакомпанию. Как я узнала, на высоте наши вкусовые ощущения меняются, все кажется «не таким». Попробуйте то вино, которое вам предложат, скорее всего, оно окажется лучше. Во всяком случае, то, что я пробовала, специально дегустировалось уже в кабине. Из-за этой же странной особенности высоты по-другому готовятся и блюда. То, что на земле ярко и пряно, в воздухе покажется пресно и недосолено. Поэтому в блюда для пассажиров обычно кладут больше соли. Учтите и пейте больше воды.

Могу рассказать, как все это готовится.

Сначала комиссия пробовала пятьдесят блюд, приготовленных Мартином, но на земле и в порционном исполнении. А потом из них выбирается меню и готовится, но уже с расчетом на тысячи человек. И это не простое умножение. Каждая хозяйка знает, что для двадцати гостей нужно в двадцать раз больше мяса, а вот добавить при этом в двадцать раз больше соли — плохая идея. Некоторые продукты имеют обыкновение в воздухе взрываться, некоторые запахи слишком много о себе думают, некоторые овощи не соглашаются влезать в порционные тарелочки и мисочки, а другие просто невозможно приготовить в воздухе или даже разогреть. Для блюда первого класса, которое мне давали пробовать — лосось в корке из молодой хвои, — нужны две духовки. В одной еду разогревают паром, в другой — на прямом огне. Корочку, как вы понимаете, паром не разогреешь, она должна остаться хрустящей.

Эта молодая хвоя меня, кажется, примирила с самолетной едой. Не из-за ее особого вкуса, а из-за самой идеи подать «домашнее». Я уже в самом аэропорту обрадовалась, когда в поезде между терминалами запели птицы и замычала корова. Нет больше сил слушать Вивальди, хочется чувствовать себя не в концертном зале, а дома, на кухне. Я уж не знаю, откуда это у швейцарцев. Каждый триместр в самолете Swiss подают кухню одного из кантонов. До мая — если вдруг кто-то полетит — кантон Гризон (тот, где Давос и Сент-Мориц, а поблизости Австрия и Италия. И где те самые сыры и колбаса.) То ли они так любят свою страну и хотят себя чувствовать в родных горах даже в воздухе, то ли так было всегда? Я не поленилась и опять залезла в коллекцию Фостера. Там на меню 1960-х тоже нарисована деревенская харчевня и даже написано, что именно к этому идеалу они и стремятся.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Кухни Цюриха, вернее, предприятие Gate Gourmet, — это, конечно, чудовищных размеров спрут, как я и ожидала, — корпуса прямо на территории аэропорта, к которым подъезжают специальные грузовики. Они рассчитаны на то, чтобы в них въезжали по маленьким рельсам те самые каталки, которые ездят в проходе между пассажирами. От корпусов до трапа — от 8 до 15 минут, по контрактным обязательствам. Остальные цифры тоже впечатляющие: 30 000 кв. м и всего 700 человек персонала на 90 видов блюд и почти 30 авиакомпаний. Здесь же, в этих корпусах — не только еда, но и товары duty free и всякие одеяла и подарки для детей, которые выдают пассажирам даже в экономклассе. Первому классу, как всегда, повезло больше, но и с экономическим все не так страшно. Для всех авиакомпаний без разбора посуду моют и полируют, она далеко не везде пластмассовая. Причем сначала натуральной керамической крошкой (небольшое количество детергента все же добавляют), а затем и вовсе раздробленной кукурузой. Скатерти для бизнес-класса (в экономическом их нет) и покрывала (они есть везде) стирают. Мне-то всегда казалось, что встряхнут и положат назад, — теперь я могу, наконец, ими пользоваться. А для первого класса повара руками срезают с шампиньонов темную кромку — я и дома этого не делаю.

Экономический, бизнес или первый — я своими глазами видела настоящие продукты, а не банки. Пучки петрушки в стаканах с водой. Картофельное пюре в кастрюле, и даже не такой уж большой — не больше, чем в школьной столовой. Самое поразительное, что работники руками режут цукини. Для меня это главный аргумент: я верю в еду, к которой прикасались руки, даже если они в перчатках. У каждой компании свои правила и запросы (кроме санитарных, конечно, они единые для всех). Swiss доставляет продукты из тех регионов, чья кухня представлена в меню первого и бизнес-классов в этот триместр. Экономическому классу достаются они же, только блюда упрощенные и выбор меньше. Я даже разочаровалась немного: мне казалось, что я попаду на фабрику будущего, где все ездит по конвейерам, само падает в котлы и упаковывается под пленку. А тут стоят люди, руками чистят морковку, никакой эксплуатации человека человеком, которую можно было бы ярко описать — чисто, тихо, и все улыбаются. Вообще, мне кажется, что, если бы в такие места водили экскурсии, мы бы расслабились.

И еще я рада, что попала именно к Swiss. У меня с ними связана личная история. Они везли меня через тот же Цюрих в первый мой вылет из Советского Союза. Стюардесса вежливо склонилась к моему отцу: «Простите, это вы заказывали кошерную еду?» Кошерную еду заказывал господин, сидевший на несколько рядов впереди, он ее тут же и забрал. Мы еще долго смеялись, думая, что это просто забавный анекдот. Теперь я понимаю, что это и была возможность выбора. Личный, короче, подход. И пока он есть, можно рассчитывать на вкусную еду.

Фото: Гелия Делеринс
Фото: Гелия Делеринс
Комментировать Всего 81 комментарий

Очень, очень интересно и вкусно написано, спасибо. От себя добавлю, что за последние 20 лет я очень много перемещался по миру в самолетах. Преимущественно бизнес и первым классом. Разница в кухне, выборе продуктов колоссально различается лет 15-20 назад и сейчас, увы в сторону ухудшения. Как и отношение обслуживающего персонала к пассажирам. Помню на рейсе в 1995 году  Копенгаген - Токио в бизнес классе был живой японец и лепил суши. А какую мерлузу подавали при 2-х часовом рейсе Бильбао - Франкфурт в конце 90х, до сих пор вспоминаю. Сейчас в 1 классе Токио - Наха ( Окинава ) даже напитки покупать надо! Мне совсем не нравится кухня у Swiss, стараюсь не есть на коротких дистанциях. Да и зачем им шеф повар с Мешлиновскими звездами? Турецкие авиалинии на голову лучше кормят эконом класс, чем швейцарцы бизнесменов. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Тимур Седов

Андрей, спасибо! А мне Swiss понравился, я летела НЙ - ЦЮрих в январе бизнесс-классом, было вкусно. И то, что в этот раз давали пробовать, тоже. Турецких линий не знаю, но собираюсь лететь в мае, тогда сравню!

Гелия, я на дальние не летал швейцарцами, может действительно хорошо. А насчет турецких, то единственный из удобных на Хартум рейсов.

Действительно кормить умеют, по-восточному )

Дело в том, наверное, что первого класса на европейских рейсах просто нет. Мне кажется, и вообще сложно сравнивать восточный сервис с западным. На востоке почти бесплатный труд, а на западе нет. Не уверена, что это сказывается на еде, но отчасти все же, наверное,сказывается....

Эту реплику поддерживают: Андрей Коралев

Да и отношение к пассажирам другое. С другой стороны - какое наше, пассажиров, дело до оплаты труда- нам сервис давай! )

Не уверена. Я, пока ходила по этой кухне, все время думала о том, что это как-то все по-человечески, и что у плиты не стоят рабы. Неприятно пользоваться рабским трудом. Отсутствие сервиса тоже неприятно, но как раз швейцарцы этим не грешат. У французов можно встретить запросто. Я как-то пересаживалась в Лондоне на Эр Франс и попросила стюарда забросить мою сумку наверх. Роста я маленького, сумка тяжеленная, ребенок маленький... Стюард немедленно заметил, что это не входит в его профессиональные обязанности. Я спросила, отменяет ли это вообще правила поведения в обществе.

Гелия, почему сразу рабы? Менталитет. Сейчас вообще служащие салона волками на тебя смотрят, не зависимо в каком классе сидишь.

Андрей, потому что неоплачиваемый труд это почти что рабский, а иногда и в прямом смысле слова. Я не про самолеты в данном случае, а про дешевый труд. В некоторых странах еще и дети работают. Что волками, это тоже, конечно, мало кому понравится.

Ой не соглашусь, но от темы уходим. Что такое дешевый труд? Если у вас на выходе полный холодильник продуктов или норвежская зарплата и нет денег молока лишнего купить? Давайте по теме. Интересно, а в каких аэропортах лучше всего время проводить в ожидании рейса, по-Вашему мнению? Гастрономически, понятно.

В ы имеете в виду салоны для бизнес и первого классов? Не подозревайте меня в пристрастности, но в Швейцарии мне очень понравилось, в Париже тоже неплохо, а вообще я стараюсь ожидаючи не есть, ведь еще в самолете придется! Так что только кофе и фрукты... А вы? У вас. наверное, больше опыта

Ни в коем случае я не имею ввиду салоны бизнес классов, кроме как в Дубаях, я вообще по еде хороших не видел. Я про рестораны в зданиях аэропортов. 

Спасибо за очерк. Как всегда интересно и вкусно. Не хотела бы я попасть на кухню Аерофлота. Хотя постоянно летаю домой на Трансаеро, imperial потрясающе! Успеха тебе.

Не хотелось бы заниматься рекламой авиакомпаний, но летаю и на Трансаэро, и Аэрофлоте достачно часто. Справедливости ради надо отметить, что Аэрофлот стал кормить очень даже неплохо. Совсем не хуже, чем в Трансаэро. И это касается всех классов. На мой личный вкус еда в первом-бизнес классе аэрофлота разнообразнее, чем в ТЭ. А вот в эконом классе  гораздо лучше трансаэровского "туристического"... ИМХО

Случилось мне лететь много лет назад Аэрофлотовским Ту-134 из Калининграда в Санкт Петербург. Бизнес класс - шторка передвинута до первого ряда, получается всего четыре кресла. Я сидел один, рядом пожилая пара. За минут пять до взлета к самолету подъезжает черный Мерседес с мигалкой и оттуда выходят важный человек какой-то и видно другой - охранник. Стюардесса с бледным лицом подошла ко мне и спросила, не мог ли я пересесть? Я посмотрел по сторонам и спросил, на колени соседям или куда? Она что-то мямлила про полпреда президента и его охранника, что еду принесут и в хвост самолета по моему билету. Мне совсем стало смешно и я сказал, чтобы меня поднять, нужен домкрат.  Она убежала, где-то долго совещались всем экипажем. В конечном итоге полпред сел рядом со мной, а охранник за шторку на место человека, которого в хвост и прогнали. Отвлекся от темы - еда была супер, даже черную икру давали. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Гелия Делеринс

Вот это круто полпреда кто-то наказал - усадить на ТУ-134, последний из которых выпускался в 1984 году. Уж хоть бы на 154-й усадили, хотя и на нем... Да, изменили традициям ИЛ-62 чиновники высшего звена.

Насколько я помню, аэропорт в Калининграде был очень сиротский.Не знаю сейчас. Может самолеты большие не принимал?

Весь французский интернет полон шутками о том, что Эр Франс в первом классе дает рыбьи яйца, а в эконом - крутые

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski, Андрей Коралев

Владимир, спасибо, а что именно для вас лучше и хуже?

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Про эконом говорить не буду. В Аэрофлоте ее еще есть можно, а в ТА -  сложно.  А вот в бизнес  Аэрофлота все свежее, неплохо приготовленное, хорошее красное вино (я летаю в страны ЮВА, там на Эрбусах и Боингах только два класса) . И хотя  в ТА иногда дают даже свежих устриц в классе бизнес (империалом летал только однажды), но общий вкус еды проигрывает. Конечно, это мое личное суждение.

Хотя на дегустациях Аэрофлота (был там раза два) все гораздо вкуснее, чем в самолете:-)

Устрицы в самолете - это сила. Я бы не решилась...

Я тоже удивился. А они (три) были такие скользкие, на льду... Пил бы водку может и съел бы их, а вот с вином побоялся.

Аэрофлот, в отличие от большинства европейских компнаий, кормит едой, а не оттаявшими бутербродами  :-)

Лена, вот вместо посещения твоего мероприятия в День Космонавтики, скоропостижно улетаю в Китай. В Аэрофлоте билеты остались только цене  private jet, поэтому купил билеты на  China Eastern .  Давно на них не летал в Шанхай. Заодно продегустирую  их авиакухню...

Ээх!... Ну придется на следующей встрече более подробно про космическую еду говорить :-)

Спасибо! Ужасно рада вас слышать (читать). А что там дают, в Трансаэро?

Эту реплику поддерживают: Tatiana Manoukovski

Я никогда не ем в самолетах - и стараюсь брать еду с собой, если перелеты очень длинные. Это значительно улучшает качество полета. Как правило, еда в самолетах, честно говоря, просто вредна для здоровья, кто бы ее не готовил. Орехи эти пересоленные, булки, рыба, похожая на кашу, синтетические йогурты, омлеты, как мокрая подошва... Это все - про эконом класс. Возможно, чуть больше стараются в бизнес классе. Лучше больше пить теплой воды и хорошо поесть "на берегу". А то для много путешествующих - можно здоровье посадить. Прошу заранее прощения у Аэрофлота, Трансаэро, United, American Airlines, Cathay Pacific, British Airlines и многих, многих других.

Я тоже, когда летала с ребенком по 12 часов, то брала с собой миндаль, шоколад и прочее. Но в бизнес поездки все это как-то лишнее, не помещается, у меня жутко тяжелая ручная кладь - фотоаппараты. объективы, компьютер и прочее...

Разделил бы авиакомпании, которыми летал, на такие группы:

Отвратительно:

Utair (летал несколько раз, запомнились несъедобные продукты и плохой сервис), Кубанские авиалинии (кормили также невкусно, но более здоровой пищей)

Сносно:

Аэрофлот, LOT (еда какая-то резиновая, но хороший сервис, еще позабавило, что выдают баночное пиво - для кого-то это плюс, хотя воняет на весь салон), Люфтганза, Iberia, S7

Очень понравилась кухня Трансаэро и Emirates

Отношением персонала и едой, причем у Эмирейтс в эконом-классе кормили лучше, чем, к примеру, в бизнесе ЮТэир или Кубань. Трансаэро показалась примерно на том же уровне, хотя сервис попроще и еды поменьше.

Я, наверное, самую лучшую еду ела в Thai Airways - там были какие-то фрукты, свежевыжатый сок и еще-то что-то легкое и вкусное

Эту реплику поддерживают: Саша Копов, Таня Ратклифф, Гелия Делеринс

А я на Корейских авиалиниях.  Серьёзно, с тех пор пытаюсь найти то блюдо в ресторанах, не получается ....

И вот ведь как интересно устроен мир.  Завтра лечу далеко-далёко, открываю сноб, из шести квадратиков один про самолётную еду,  другой про что-то перелётное и третий про гостиницу .... вот только воля Аллаха ни к селу ни к городу ...

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс, Алия Гайса

Счастливого пути, тебя здесь ждут!

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Таня, я за последний месяц шесть раз всходила на борт, удачи вам, это все-таки всегда испытание

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Таня Ратклифф

У меня рекорд 18 самолетов за месяц. 

А я вот летаю не из-за еды. И авиакомпанию буду выбирать по еде в последнюю очередь. Стараюсь поесть перед полетом или на пересадке в аэропорту, т.к. там можно выбрать и ресторан получше, и еду по вкусу.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Из всего еровпейского, что мне попадается на жизенном пути, хуже всех кормит КЛМ. Причем он, нмв, этот почин и заложил. Лет 15 назад начали :)  Зато у них коробочки и салфеточки самые дизайнированные.

Но из всего, что ты описала, честно тебе скажу, Гель, ненавижу я только одно - когда сзади по креслу лупит ногами ребенок. Так, что подскакиваешь от каждого удара. И попробуй хоть что-то скажи!!!

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Можно! Я только что летела из Марракеша, детьми был забит самолет, причем одного возраста - от двух до пяти. Все дети как дети, единственная несносная девочка сидела как раз за нами - то есть за мной и за сидевшим рядом со мной летчиком. летчик мужественно терпел полпути (ему доставалось больше, чем мне). потом тихо повернулся и сказал отцу девочки: все-таки это невозможно! Отец принялся сразу кричать ( дети, они точно как родители)- давайте я ее в багажное отделение засуну. Летчик сказал: а вы канализируйте ее энергию. Хотите, я сам буду с ней по проходу гулять? все легче! В итоге отец стал гулять со свое девочкой по проходу, она была страшно довольна, и мы тоже...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ах какой мурдый летчик :-) Но он-то в своей стихии. Куда, на фиг, предлагать гулять, когда сидеть-то больно :-).....

Когда ребенок плачет, понятно, что сложно что-то сделать. И так родителю тяжко. Поэтому в такой ситуации я родителям сочувствую. Видно. что они уже не знают, что сделать, чтобы ребенка успокоить.

Но вот лупящие по креслам дети - их родителей убить хочется. Они прям сидят с надписью на лице "только попробуй сделай замечание"

я бы сделала, но мне никогда не попадались

И я делала. Толку никакого. В ответ орут. Даже если ничего не сказать, а просто обернуться и посмотреть.

Из опыта вывод - зову стюардессу и прошу стюаредссу поговорить с пассажирами в следующем ряду. Если не помогает, прошу найти способ меня пересадить.

мне туристы рассказали еще несколько способов.

Некоторые - крайне нетривиальны, но действенны

например?

Мне на этом месте ничего, кроме неприличного анекдота про поручика Ржевского в голову не приходит :-)

Я Вам ответила. Но, уверена, нужно смотреть по ситуации, какого плана родители. Или блаженно-спокойные (и это пройдет), или агрессивные и ищущие конфликтов (толькотронь мою кровинку), или переоценивающие роль себя и своего чада в обществе (мой ребенок- уникальная личность, неужели так трудно уважение проявить)

Какая прелесть! :-))) Неужели не фальшивка?!

Почитал я отрезок ветки, где рассуждают о том, как нейтрализовать детей и стало омерзительно. Мерзость усиливается оттого, что рассуждают об этом исключительно дамы!

Жаль, что, когда вы, дамочки, были детьми, не оказалось никого поблизости, чтоб нейтрализовать вас на корню...

Паш, а ты почитай еще раз. Открытыми глазами. Речь идет совсем не об этом.

Впрочем, тебя это и раньше не остановливало от передергивания разговора. Так что разговор не поддержку.

Можно только догадываться, что же в личку написала Смагина, какой такой действенный совет дала, раз не решилась публично это сделать! 

Совершенно ничего особенного. Я бы такое запросто написала в открытом комментарии. Но поскольку это ее комментарий, а не мой, то не мое решение сюда его выносить. 

ПС. Никакого отношения к детям это не имеет - а только к родителям, которые не понимают, что их ребенок - не один в самолете.

А я всегда теряюсь, когда чей-то ребенок в общественном месте достаёт своим поведением. Замечание делать неудобно. Привык считать, что родители должны сами следить. А просто терпеть - тоже не выход... Иногда думаю, может быть, правы те, кто до определенного возраста позволяет детям делать все, что угодно? Может, это совковое воспитание - требовать, чтобы малыш вел себя, как маленький взрослый...

К детям у меня претензий нет. Только к родителям.

Есть разница - черзвычайные обстоятельства и навязывание своего чада как центр любого события

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс, Алия Гайса

Уверен, что не фальшивка. Ее стиль, ее речь)))

Ох... И это властители умов?

Правильно у Вас в блоге кто-то написал - при таких друзьях враги не нужны...

Это не властители умов... Они сами себя считают звездами, светскими львами и особенно львицами, лидерами оппозиции или еще чего-нибудь... А мы посмеиваемся потихоньку.

А кто в такой ситуации "мы" и кто "они"?

И что является representative sample? Например здесь на Снобе всегда в топах по читабельности Собчак и Холина. Я соврешенно не понимаю, что за демография создает этот топ. Это некая существенная социальная группа? Или это столь же marginal, как и вообще бури в стакане русскоязычного ФБ?

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Девочка Алена по кастингу проходит на реалити-шоу. Ведущие оценивают ее способность к скандальному поведению и приходят к выводу, что она "яркая личность". Стилисты ее одевают, причесывают и учат делать несколько танцевальных движений. Потом в сети появляются "украденные" интимные фото Алены. Гламурный журнал берет у нее интервью: что она ест, много ли она пьет и какой косметикой пользуется.

Через месяц она снимается в рекламе. Через два месяца ей доверяют маленькое ток-шоу. Она уже не боится камер, умеет скандалить в прямом эфире и, следовательно, подходит для ТВ. 

Потом папарацци находят ее пьяную в модном клубе в компании сына олигарха. Молоденькие дурочки из провинции пишут ей восторженные письма. Всё. Звезда готова. А потом ей подсказывают, что надо пойти на митинг и сказать несколько слов против власти. Если повезет, ее задержит ОМОН, чтобы взять у нее автограф. Через час ее отпустят. Теперь она не только телезвезда, - она лидер нового поколения политиков.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Да. И?

Я по-прежнему не понимаю, кто поддерживает этих политиков? Кто их финансирует?

Гель, прости за полнейший офф-топ! Если позволишь,  будем считать, что получилась политическая кухня :-)

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс

Собчак сказала, что это монтаж ее голоса и подражателя

В Люфтганзе более-менее сносно, но мы же не за едой туда идём! :))

Все компании одинаковые, еда создает разницу, так что немножко за едой все же. Особенно если долго лететь

Разницу создает расписание полетов, качество стыковок, тип используемых лайнеров, наконец, цена билетов. Вы всерьез думаете, что есть пассажиры, выбирающие тот или иной вариант перелета, ориентируясь на качество бортового питания?

Эту реплику поддерживают: Кирилл Славин

Конечно. И если вы этого не делаете, то это не значит, что этого никто не делает. В первом, да и бизнес классах разница стирается, она - только в комфорте.

Гелия, я таких пассажиров действительно с трудом себе представляю, но, конечно, это не говорит о том, что их нет совсем, Вы правы. Но мне все-таки кажется что число таких приверед исчезающе мало.

Николай, они не только есть, но их так много, что авиакомпании выделяют деньги на очень дорогих поваров, разрабатывают меню и прочее. Какая разница - на жемле или в небе - роскошь есть роскошь, на нее есть потребитель, и в воздухе те же продукты и услуши еще "роскошнее".

Разница в том, что основная услуга авиакомпании - доставить меня из точки А в точку Б, наиболее удобным мне способом, комфортно, быстро и, по возможности, дешево. Исходя из этого большинство, мне кажется, и выбирает вариант перелета. А за вкусной едой люди идут в ресторан, а не на борт самолета. Мне кажется, это очевидно. Качество бортового питания при выборе авиакомпании занимает хорошо если -дцатое место в списке приоритетов практически любого пассажира.

О-ля-ля, Геля, как обычно, замечательная тема!  

Какое-то время назад я тоже очень много летала и вопрос питания в воздухе был актуален. У меня довольно чувствительный желудок, поэтому предпочитаю недоесть, чем переесть ))) На внутриевропейских линиях я практически никогда не ем (2-4 часа полета + 1,5 часа на отправление/прибытие) могу пережить не жуя )) В основном, в полете пью (воду -чаще или красное вино -реже), хотя тоже стараюсь быть умеренной - есть опыт поиска "заветной комнатки" по прибытию и не всегда получалось быстро-быстро))))))))

Из личного опыта: мне нравились многие восточные авиакомпании - United Emirates, Thai, Singapore, Turkish. Последние, кстати, приятно удивили несколько лет назад, когда летала в эконом.кл. Еда была очень вкусной, "живой".

НИКОГДА не ем в Lufhansa - всякий раз полет заканчивался жутким пищевым отравленим. Воздерживаюсь от KLM, AirChance (- Airfrance)))), BA,т.д. Swiss  - неплохо, но не так как было раньше во времена Swissair. Помню "межсезонье" (после банкротства Swissair  и создания Swiss) - тогда еду, напитки надо было покупать на борту за бешенные деньги. Еще были Crossair и Sabena, где тоже очень вкусно готовили прямо на борту.

PS Я только вчера вернулась домой из одной лионской клиники (кардио).  Геля, подкидываю идею о приготовлении больничной еды, причем как в частных клиниках, так и в гос.      

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс

а меня в KLM вкусно кормили! К питанию булочки свежие давали и винцо в бутылочках ;)

Вот! Я бы с большим интересом обсудил, где больше и лучше наливают. А еда во всех авиакомпаниях одинаково дрянная, и нечего в сортах этого дерьма разбираться.

Ну, хорошо, она дрянная в разной степени :)

А также был бы поучителен опрос, кто и как пил в полете и что из этого вышло.

Гелия, спасибо за рассказ. Никогда не думал, что в воздухе меняются свойства продуктов. И тем более не знал, что авиакомпании используют методы шеф-поваров мирового класса. Высокая кухня!)))

Эту реплику поддерживают: Гелия Делеринс, Christina Brandes-Barbier de Boymont

а кошерную еду я всегда заказываю в аэрофлоте. Стандартное меню есть просто невозможно, да еще и мало еды. А в кошере поднос большущий, мясо с гарниром, колбасы и рыбы соленой куча. 

Я была  очень приятно удивлена качеством еды в компании Air Astana (Казахстан).