Режиссер Борис Хлебников: У нас невозможно понять, где враг
СЕсли в американском фильме сразу понятно, где добро, а где зло, в вашем фильме такие ярлыки не развесить.
У нас вообще хрен поймешь, кто враг, а кто нет. И где этот враг находится. Милиция — совсем не та, что у американцев. Повезет — будет приличный человек, не повезет — будет кошмар какой-то. И так же с судом, с правительством… То есть у нас действительно невозможно определить точно врага. Соответственно, и героя современного невозможно сформулировать, потому что он не может быть чистым. Поэтому в американском фильме очень понятно плохое и хорошее, а у нас все перемешано: и герои, и антигерои.
СИ как искать правду в таком случае? У вашего героя ее найти не получается.
Из-за вот этой перемешанности герой идет ее искать и не может найти. И начинается настоящий Кафка, когда у вас, к примеру, что-то отнимают — пенсию, малый бизнес, начинают требовать взятки или угрожать, тогда начинается такой замкнутый круг, из которого сложно выбраться и чего-то добиться. И тогда ваше дело перерастает в кошмар, и вы уже не можете ничего сделать с этим. И дальше человек начинает звереть, поскольку никуда не может обратиться. И тогда он просто берется за оружие или за канистру с бензином, разные по эмоциональности люди бывают, и это и есть прямое высказывание в общении с властью. И таких примеров много сейчас появилось.
СВы сами такие примеры встречали?
Я это замечаю в интернетных новостях. Таких случаев действительно очень много. Какой-то дед взялся за оружие, кто-то свой дом поджег, который у него пытались снести. На заброшенной ферме, где мы снимали, примерно семь лет назад произошла похожая история с противостоянием с ментами. Эти случаи уже нельзя рассматривать по отдельности. Это уже устоявшаяся коллизия в обществе. И эта проблема не частная, а как бы уже мощная, большая проблема страны. Когда нормальный человек нигде не может найти правду, а обстоятельства делают его преступником в результате.
СВ вашей фильмографии это первый фильм, в котором считывается настолько лобовое высказывание. Снимать как раньше уже невозможно?
Да, наверное, это что-то новое для меня. Мне кажется, сейчас уже стоит делать в лоб. Так просто доходчивее.
СДля себя вы это с чем связываете?
Тут сам сюжет очень прямой. Он требовал прямого резкого языка и довольно быстрого рассказа, поскольку в нем идет речь о нескольких сумасшедших днях человека, у которого в башке все несколько раз переворачивается и кардинально меняется: и в понимании того, что происходит, и в понимании его роли во всем этом. В конце герой приходит уже к измененному сознанию, которое находится в агрессии, в упертости такой. Поэтому фильм нужно было делать таким резким, нервным, дерганым и загнанным по повествованию, но, главное, никак не размеренным.
СА можно «Долгую счастливую жизнь» рассматривать как картину, отображающую нынешние отношения власти и оппозиции?
Мы снимали до всех митингов и шествий, поэтому, во-первых, кино не про власть и оппозицию, а во-вторых, даже если бы мы снимали после, то я бы тоже не делал про власть с московской оппозицией, потому что я хожу на все эти шествия, но не остаюсь на митинги. Шествия полезны для массовости, а все эти лидеры оппозиции мне кажутся крайне... Нужно различать, что люди, которые выходят на улицу, — вот они интересные, а лидеры оппозиции — крайне бесполезные люди.