Создатель «Золотой маски» Эдуард Бояков всегда, со дня основания премии в 1993 году, говорил: «Фестиваль важнее церемонии». Это так: как бы престижна ни была награда, ценнее фестиваль, проходящий с 1995 года. В течение без малого трех месяцев (к своему 19 выпуску «Золотая маска» серьезно увеличилась за счет внеконкурсных программ) в Москве показывают лучшие — и не только российские — спектакли; стала традиционной секция «Легендарные спектакли и имена» (в этом году в России гастролировала «Вещь Штифтера»). Поэтому итоговая церемония — в первую очередь красивое светское мероприятие, по сути, еще один спектакль, переживающий лишь одно премьерное представление. И, в общем, не так важно, кому уходят «Маски»: любой финальный расклад будет в той или иной степени уязвим для критики.

В музыкальном театре пряники раздали более-менее сбалансированно. Я, правда, надеялся на победу оперы «Руслан и Людмила», поставленной Дмитрием Черняковым в Большом театре. Спектакль стал первой постановкой на открытой после реконструкции исторической сцене — и, очевидно, последней постановкой Чернякова в России. Да, 21 мая в Мариинском сыграют его легендарное «Сказание о невидимом граде Китеже», лауреата оперной «Маски» 2002 года. Но в ближайших планах постановщика (они расписаны на годы вперед) новых спектаклей в России нет. За «Маску» боролись любопытные постановки. Мощным дуплетом выстрелила Пермский театр оперы и балета: и в моцартовской Cosi fan tutte, и в Medeamaterial современного французского композитора Паскаля Дюсапена на первом месте — имя их музыкального руководителя, больше похожего на рок-идола, неистового и демонического в лермонтовском смысле Теодора Курентзиса, обладателя премии проекта «Сноб» «Сделано в России» (он закономерно получил «Маску» в номинации «Работа дирижера»). Астраханская «Пиковая дама» выделялась парадоксальной сценографией режиссера-художника Константина Балакина, поместившего русский мистический опус в сюрреальный мир Рене Магритта. Но у «Руслана» — спектакля этапного для главного российского режиссера — был лишь один серьезный конкурент, «Сон в летнюю ночь». Он и победил. Одно но: эта постановка оперы Бриттена была осуществлена Кристофером Олденом в Английской национальной опере, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко приобрел уже готовый спектакль. Черняков же получил премию за работу постановщика — в его коллекции это уже четвертая режиссерская «Маска» (предыдущие — за режиссуру «Похождений повесы» в 2004-м, «Евгения Онегина» в 2008-м и «Воццека» в 2011-м; кроме того, Дмитрий Феликсович обладает «Маской» за лучший драматический спектакль малой формы — новосибирское «Двойное непостоянство», а новосибирская «Аида» была признана лучшим оперным спектаклем в 2005-м).

В секции «Балет/Современный танец» отметили и Диану Вишнёву (ее бенефис «Диалоги» назван лучшим балетным спектаклем, сама танцовщица получила премию за женскую роль), и сделанный на «Платформе» экспериментальный спектакль «История солдата» (Гай Вайцман и Рони Хавер — лучшие в номинации «Работа балетмейстера/хореографа»). Лучшим на поле современного танца назвали спектакль «Едоки» московского Театра-студии современной хореографии, премией за мужскую роль отметили Олега Габышева, станцевавшего Родена в петербургском Театре балета Бориса Эйфмана. Дирижерский приз, конечно же, снова Курентзису.

Все логично — в отличие от итогов в драматическом театре.

Спектакль «Балтийского дома» «Антитела» получил и Приз критики (вручая его, руководитель проекта «Сноб» Николай Усков подарил залу отличный мем: «Критикам трудно исторгнуть из себя похвалу»), и премию за лучший спектакль малой формы. К первой награде я напрямую причастен, однако процедура ее присуждения устроена так, что до церемонии даже сами критики не знают точно, кто в итоге победит. Те журналисты, у кого вечер накануне церемонии свободен, собираются для обсуждения, те, кто не смог прийти, присылают анкеты. Обсуждение, как правило, проходит страстно, но ничего не гарантирует, потому что после него все участники заполняют анкеты, по которым и ведется подсчет голосов. На мой взгляд, приз критики должен был достаться Дмитрию Волкострелову — молодому, талантливому и, что важнее всего, постоянно экспериментирующему режиссеру. Его поставленный вместе с Семеном Александровским эпос Shoot — Get Treasure — Repeat (он наверняка попадет в «масочный» пул 2014-го) поверг меня в бешенство, показанный во внеконкурсной секции «Новая пьеса» спектакль «Я свободен», напротив, показался образцом божественной гармонии; это я к тому, что поиски Волкострелова не предполагают однозначной реакции, они непредсказуемы и захватывающи.

В официальной программе «Маски» участвовали две постановки Волкострелова — «Злая девушка», осуществленная на Малой сцене петербургского ТЮЗа (в Москве ее играли в белой коробке школы Photoplay), и семиминутный «Солдат», сделанный в московском «Театре.doc»: критикам, которые по определению должны поддерживать новаторство и эксперимент, было из чего выбирать. Увы, победила актуальная тема. Хотя спектакль «Антитела» объективно неудачен: драматургическая конструкция трещит по швам, актеры лавируют от имитации бытового жизнеподобия к стандартным драмтеатровским перегибам, попытка беспристрастного анализа оборачивается назиданием. Показ в Москве прошел при полном равнодушии зала — жидкие аплодисменты прервал постановщик Михаил Патласов, объяснивший, что актеры в «Антителах» на поклоны не выходят (очевидно, считая спектакль социальной миссией, значит, нечего красоваться), но просят зрителей остаться на обсуждение. Остались, по-моему, два-три человека. Но тема, да, важная: «Антитела» посвящены убийству молодого активиста-антифашиста Тимура Качаравы такими же молодыми фашистами в самом центре Петербурга и построены на монологах реальных людей: матери жертвы и матери убийцы (в спектакле его зовут Павлом, хотя в реальности уголовный срок за нанесение смертельных ножевых ранений получил Александр Шабалин), охранника магазина «Буквоед», на глазах которого произошла фатальная драка, эфэсбэшника, ведущего молодежные экстремистские группировки. Политическая составляющая налицо — она очаровала и моих коллег, и большое жюри под председательством Валерия Фокина, склонного, кстати, к формальным поискам, а не к социальным демаршам.

Полный список наград — на официальном сайте фестиваля.