![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Старые и новое. «Кинотавр» собирает друзей
![Кадр из фильма «Отдать концы»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/42/99/4299670eb3b0a91abcee7f47bf499da4a54bd8bb4a8686f601cd194b016593f0.jpg)
![Кадр из фильма «Отдать концы»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2c/ad/2cad89661d1c6d4d2a8623e2d30429f9cae891cc5d935016f8a9c72acea4853f.jpg)
![Кадр из фильма «Отдать концы»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8e/37/8e37d76638fe96ca4d767014c1037bf38470cb4d5e6ea7229c44fc4b65cfde60.jpg)
![Кадр из фильма «Да и да»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e3/71/e371cca1a07666881c15aa1da5c18ea9bfbf8687c7f20583013d9d21bd370b96.jpg)
![Кадр из фильма «Да и да»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bc/58/bc58b13c431d5e59efc6d782d0e91d6fb80e1772bbeddd0ae92508314c371552.jpg)
![Кадр из фильма «Да и да»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b7/52/b752c86c793128b95c3c5cfd007d979fc2a7e217372ab3eb2a1070a0954295e4.jpg)
![Кадр из фильма «Географ глобус пропил»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/92/91/92913dee4c9a1f925021e15850c8c9d560f398e8938b901e3adc6f2174ef175e.jpg)
![Кадр из фильма «Географ глобус пропил»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8a/c3/8ac373f270f4eb8b548ea09465fb27d6f14d925bd2cd55af88abbec7697e9e74.jpg)
![Кадр из фильма «Географ глобус пропил»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/28/62/28622b2ffc8e517408fe3a7cb9b5429bb26a84347937adc76917cd11c174ffd8.jpg)
![Кадр из фильма «В ожидании моря»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/58/08/5808a5f565aa20c0d301724e46fbc97ba46488da66475248f55bb860ef344640.jpg)
![Кадр из фильма «В ожидании моря»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a8/ac/a8acd228d491b5a8b3b03c3dcb99dbc294ea6bd899ce8f3c1f69afdada40c16a.jpg)
![Кадр из фильма «В ожидании моря»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6f/e3/6fe34b179ba9f9e0f6907a8b9bab676ab5174bbce3529e6ee78b9b16ab018eec.jpg)
![Кадр из фильма «Небесные жёны луговых мари»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/37/e8/37e85bc31dbf22c9c3b24f66fef454f68ddabbaf673e31cf73898f0b527489ca.jpg)
![Кадр из фильма «Небесные жёны луговых мари»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c8/c5/c8c5861ebdff7c9e155e6d4c6f565e19c19525f8e31c0aa0572260b333e3485d.jpg)
![Кадр из фильма «Небесные жёны луговых мари»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/78/96/7896348191661a32b3ed7b2a37d75941176f18c7730088fca0337f615dadc284.jpg)
Что есть женщины? Огни. Наукой двигают они.
Таисия Игуменцева, автор прошлогодней каннской киносенсации «Дорога на», притягивает дождь. В ее полнометражном дебюте «Отдать концы» апокалиптический ливень заливает одну абсолютно счастливую деревню — и что бы вы думали? Каннский фестиваль-2013, где фильму был отдан специальный сеанс программы Cinéfondation, едва не смыло, теперь дожди ополчились на Сочи, где с российской премьеры фильма начинается основной конкурс. Критиковать фильм с такими выраженными мистическими свойствами рискованно. Поэтому остановлюсь на его безусловных достоинствах. В нем много милых маленьких чудачеств, очень подходящих эксцентричным героям: смотрят они телевизор с линзой, «Молчание Лорны» братьев Дарденн в деревенском клубе проецируют с помощью кодоскопа, утюг у них работает радиоприемником. Еще смешная деталь — самодельные плакаты к «Основному инстинкту», «Сиянию», «Рабе любви» и портрет магистра Йоды. Когда хляби небесные разверзнутся, камера не откажет режиссеру в нарциссическом удовольствии и снимет тонущий DVD с фильмом «Дорога на». А еще деревенский Икар-изобретатель в исполнении Сергея Аброскина, мужа режиссера, читает возлюбленной вот такие стихи: «На идеал вы не годитесь, но мне, конечно, отдадитесь. Я не художник, не поэт, но я ученый с малых лет». Симпатичная толика наивного искусства, к которому сам фильм, сделанный с прицелом на фестивали, но держащий в памяти и хиты советского проката — народные комедии про любовь, никак не относится.
«Отдать концы» — не единственный дебют в конкурсе «Кинотавра», но первое (возможно, ошибочное) впечатление, которое оставляет фестиваль этого года, — его убеленный сединами консерватизм. Это связано и с показанным на открытии фильмом Станислава Говорухина Weekend (неавторизованным ремейком фильма Луи Маля «Лифт на эшафот»), и с фигурой председателя жюри Александра Митты, и с вопиющим отсутствием в конкурсе самого яркого — и радикального — из российских фильмов года, любовной истории «Да и да» Валерии Гай Германики. Зато в нем, конечно же, есть экранизация очень взрослого — в смысле написанного с великовозрастным унынием — романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», архаичная притча Бахтиёра Худойназарова «В ожидании моря», открывавшая Римский кинофестиваль, и показанный в том же Риме фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари».
Впервые фестиваль превращает секцию «Кино на площади» — показ уже побывавших в прокате (или на него не рассчитывающих) жанровых фильмов под открытым небом — в зрительский конкурс. Неплохо — как минимум представительно — выглядит конкурс короткого метра, в который вошла 21 картина, включая новые работы участников проекта «Кино на Снобе» Ивана И. Твердовского (он покажет в Сочи «Собачий кайф») и Роберта Дэфа (он приезжает с фильмом «Стенка»).