Что есть женщины? Огни. Наукой двигают они.
Таисия Игуменцева, автор прошлогодней каннской киносенсации «Дорога на», притягивает дождь. В ее полнометражном дебюте «Отдать концы» апокалиптический ливень заливает одну абсолютно счастливую деревню — и что бы вы думали? Каннский фестиваль-2013, где фильму был отдан специальный сеанс программы Cinéfondation, едва не смыло, теперь дожди ополчились на Сочи, где с российской премьеры фильма начинается основной конкурс. Критиковать фильм с такими выраженными мистическими свойствами рискованно. Поэтому остановлюсь на его безусловных достоинствах. В нем много милых маленьких чудачеств, очень подходящих эксцентричным героям: смотрят они телевизор с линзой, «Молчание Лорны» братьев Дарденн в деревенском клубе проецируют с помощью кодоскопа, утюг у них работает радиоприемником. Еще смешная деталь — самодельные плакаты к «Основному инстинкту», «Сиянию», «Рабе любви» и портрет магистра Йоды. Когда хляби небесные разверзнутся, камера не откажет режиссеру в нарциссическом удовольствии и снимет тонущий DVD с фильмом «Дорога на». А еще деревенский Икар-изобретатель в исполнении Сергея Аброскина, мужа режиссера, читает возлюбленной вот такие стихи: «На идеал вы не годитесь, но мне, конечно, отдадитесь. Я не художник, не поэт, но я ученый с малых лет». Симпатичная толика наивного искусства, к которому сам фильм, сделанный с прицелом на фестивали, но держащий в памяти и хиты советского проката — народные комедии про любовь, никак не относится.
«Отдать концы» — не единственный дебют в конкурсе «Кинотавра», но первое (возможно, ошибочное) впечатление, которое оставляет фестиваль этого года, — его убеленный сединами консерватизм. Это связано и с показанным на открытии фильмом Станислава Говорухина Weekend (неавторизованным ремейком фильма Луи Маля «Лифт на эшафот»), и с фигурой председателя жюри Александра Митты, и с вопиющим отсутствием в конкурсе самого яркого — и радикального — из российских фильмов года, любовной истории «Да и да» Валерии Гай Германики. Зато в нем, конечно же, есть экранизация очень взрослого — в смысле написанного с великовозрастным унынием — романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил», архаичная притча Бахтиёра Худойназарова «В ожидании моря», открывавшая Римский кинофестиваль, и показанный в том же Риме фильм Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари».
Впервые фестиваль превращает секцию «Кино на площади» — показ уже побывавших в прокате (или на него не рассчитывающих) жанровых фильмов под открытым небом — в зрительский конкурс. Неплохо — как минимум представительно — выглядит конкурс короткого метра, в который вошла 21 картина, включая новые работы участников проекта «Кино на Снобе» Ивана И. Твердовского (он покажет в Сочи «Собачий кайф») и Роберта Дэфа (он приезжает с фильмом «Стенка»).