
Вадим Рутковский: Скандалы, интриги и разоблачения 35-го Московского кинофестиваля
Пачкаю простыни кровью
Пресс-центр съехал из «Художественного» в Театр киноактера, где, как ни странно, организовали большой экран и хорошую проекцию. Только проку от этого чуть: баннер, который на пресс-конференциях поднимают, во время показов лежит на полу, отчего экран для субтитров смещен на авансцену и основательно закрывает экран основной. Тотальный restricted view; чтобы видеть почти все, сидеть приходится сбоку. На первом конкурсном фильме — французском мелодраматическом триллере с перемещениями во времени «Другая жизнь Ришара Кемпа» — ищу оптимальное место уже в темноте. И бьюсь ногой о кресло — адски больно. Даже удивительно, что на малом ходу — ну не мог же я в темноте сильно разогнаться — так повредил голень. Уже на следующее утро заметил, что, кроме синяка, на ноге еще и кровоточащая ссадина; вся постель перепачкана кровью. Вообще, знаковая травма. На ММКФ просмотры сопряжены с препятствиями; это фестиваль на сопротивление. С одной стороны, привозят много разного и часто редкого кино (самый экзотичный в этом году — испанский «Эффект К. Монтажер Сталина», где Сергей Эйзенштейн отмечает 50-летие, взгромоздясь на древо и наглаживая колено Григория Александрова под мелодию «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»). С другой — фестивалю явно на это кино плевать. Вот в том же пресс-центре ладно бы только козни с экраном для титров. Там еще есть ложа, приспособленная для переводчиков-синхронистов, в нее постоянно шныряют технические работники, и зал во время показов заливает солнечный свет. И так везде. Я не поленился запомнить имя одной из сотрудниц дирекции — Варвара Каскова ее зовут — по вине которой я, уже в «Октябре», пропустил корейский внеконкурсный фильм «Новый мир». Там была искусственно созданная давка среди журналистов, стремившихся на «Вечное возвращение» Киры Муратовой в 7-й зал. Я шел в 8-й, но Варвара сказала, что сеанс «Нового мира» задерживают, надо ждать 15 минут. Я доверчиво ждал, а, протолкнувшись сквозь толпу муратовцев 15 минут спустя, узнал, что нужный мне фильм начали вовремя, в соседнем 9-м зале (а я не смотрю фильмы без начала, кусками). Хотел написать письмо в вышестоящую инстанцию с требованием немедленно Варвару уволить, но оказалось, что найти электронный адрес господина Верещагина или кого-то, кто руководит всем стаффом, практически невозможно. В итоге сотрясал воздух жалобами, пока не услышал от Антона Мазурова, что никто Каскову не уволит, потому что на ее семье держится весь ММКФ. И уже не первый год. Подумал тогда, что неискоренимый организационный бардак и хамские условия пресс-показов обостряют, что ли, любовь к кино: уже и в очевидно слабых фильмах пытаешься найти что-то обнадеживающее. Плохих фильмов ведь не бывает?
Не предъявляйте ваши документы
А если бывают, то это уже не фильмы. Я в этом году осознанно манкирую документальным конкурсом — после двух полных провалов. Начали с популистской картины немки Андреа Тиле «Кто учил тебя водить?» — о трудностях с получением прав у европейки в Мумбаи, американца в Токио и азиатки в Мюнхене. Остроумная, в общем, идея документальной комедии о национальных особенностях оборачивается банальностью, страшно тормозит и использует самые дешевые способы в достижении зрительского умиления. Продолжили 56-минутным проектом Мумина Шакирова «Холокост — клей для обоев?». Режиссер вывез на экскурсию в Аушвиц сестер-близняшек, облажавшихся в какой-то телевикторине (в заглавие вынесена их шокирующе безграмотная интерпретация всесожжения). Тоже, в общем, остроумный ход; и тема напоминает о документальном шедевре Бертрана Блие «Гитлер? Такого не знаю». Маша Кувшинова, например, считает, что остроты темы достаточно; даже накричала на меня, мол, людям важно не дрочить на искусство, а волноваться по поводу актуальных проблем. По мне, так опус Шакирова компрометирует себя сильнее сестер Каратыгиных, он чудовищнее сколь угодно плохого образования и сделан плохо даже по меркам современного непритязательного телепродукта (я-то успел застать классную тележурналистику «Взгляда» и «До и после полуночи». Снимать панораму с фотографиями заключенных детей под бездарную слезовыжимательную музыку — самый ничтожный режиссерский ход из всех возможных. Это не удар под дых, а заурядная пошлость. Не надо мне такого документального кино.