Слишком элементарные частицы: 35-й ММКФ раздал Святых Георгиев
Жюри 35-го ММКФ выглядело вполне авторитетно, я не только о его председателе — иранском режиссере Мохсене Махмальбафе, но и о «рядовых» участниках. Среди них — замечательная Урсула Майер, швейцарский режиссер, которому на фестивале была посвящена исчерпывающая ретроспектива. Итоги же оказались спорными и неубедительными.
В конкурсе ММКФ всегда есть фильмы четырёх категорий — по-настоящему выдающиеся, мастерски сделанные и отличающиеся уникальным авторским взглядом (да, они, пусть и в ничтожно малом количестве, всегда обнаруживаются), очень среднее, снятое будто для заполнения дневного телеэфира кино, которого на других больших фестивалях не найдешь, крепкие жанровые фильмы, которые, в общем, можно встретить где угодно — как страховку конкурса от чрезмерной тяжеловесности, и фильмы, выглядящие пародией на настоящее «фестивальное» кино. То есть в них есть претензия и на какой-никакой стиль, и стремление рассказать неизбитую историю, и видимое отсутствие заботы о зрителях — в смысле, желания увлечь и понравиться; вот только чем-то трудно формулируемым — свежестью, ясностью и страстностью высказывания — они обделены. На них, увы, и ориентировалось жюри 35-го ММКФ.
Японская «Долина прощаний» Тацуси Оомори получила второй по значению Специальный приз «Серебряный Георгий». Рискую увязнуть уже в пересказе сюжета, намеренно запутанного и сбивчивого, что усугубляется еще и произвольными перемещениями фильма во времени. Начинается все с ареста женщины, убившей своего сына-дошкольника, и бурной эротической сцены, разыгрывающейся в соседнем доме. И полиция, и репортер, ввязавшийся в дело, подозревают как раз соседа убийцы, бывшего регбиста, в том, что его предполагаемая связь с преступницей подтолкнула его к злодейству (почему — не спрашивайте, сколько-нибудь убедительных объяснений поступкам героев в «Долине» нет). Такую версию подкидывает жена подозреваемого Канако. Странное репортерское расследование копошится в прошлом подозреваемого, где кроется дурная история о групповом изнасиловании, жертвой которого стала та самая девушка, что годы спустя выйдет за одного из обидчиков замуж под именем Канако. О детоубийце фильм благополучно забывает, концентрируясь на вязких переживаниях раскаявшегося насильника и его жертвы. Выдумывать трактовки всей этой неряшливо и безыскусно снятой истории не хочется — настолько вял и необязателен фильм.