Альберто Барбера, ставший куратором Венецианского фестиваля в 2012 году, срезал количество участников, переформатировал второй конкурс «Горизонты» из смотра экспериментального кино в довольно необязательную программу «того, что не вошло в основной». Обо всем этом я подробно писал в прошлогодних репортажах. Критика критикой, но в отсутствии концептуальности основной конкурс упрекнуть было нельзя. Программа юбилейной Венеции заочно выглядит более случайной.

Кадр из фильма «Под кожей»
Кадр из фильма «Под кожей»

Любопытство вызывает единственный конкурсант — «Под кожей», третий игровой фильм клипмейкера Джонатана Глейзера, визионерская фантастика, в которой Скарлетт Йоханссон играет инопланетянку, употребляющую землян мужского пола.

С британцем Глейзером соревнуются уважаемые, но уже давно не снимавшие ничего неожиданного соотечественники — Терри Гиллиам с «Теоремой зеро» (в фильме, замахнувшемся на открытие тайны человеческого существования, куча звезд: Мэтт Дэймон, Бен Уишоу, Кристоф Вальц, Тильда Свинтон) и Стивен Фрирз с «Филоменой» (драма с леди Джуди Денч в поисках взрослого сына).

В качестве модной молодежи — канадец Ксавье Долан, сыгравший главную роль в своем фильме «Том на ферме». Еще один нарцисс, предсказуемо попавший в конкурс — неуемный Джеймс Франко. Правда, в Венецию он едет не с фильмом про юные годы Чарльза Буковского, как предполагали мы, а с драмой «Божье дитя», законченной уже после «Буковского». В главной и единственной звездной роли, конечно, сам Франко. С ним конкурирует Дэвид Гордон Грин, известный даже самой широкой публике по отвязным комедиям «Ананасовый экспресс» и «Храбрые перцем». С комедиями Грин завязал (надеюсь, что временно): в начале года он получил приз за режиссуру «Повелителя лавин» на Берлинском фестивале, в Венецию он приезжает с новой мужской драмой «Джо» с Николасом Кейджем в заглавной роли.

В американцах в Венеции, как всегда, недостатка нет: в конкурсе и маститый документалист Эррол Моррис с биографией Дональда Рамсфельда (вторым документальным фильмом конкурса будет «Сакро Гра» итальянца Джанфранко Рози), и дебютант Питер Ландесман, в «Паркленде» возвращающийся в день убийства Кеннеди, и посвященные молодым экологам-террористам «Ночные ходы» Келли Райхардт, но у меня скулы сводит от скуки при одном упоминании ее имени. Еще один по паспорту американский участник — Джон Керран, режиссер, у которого претензии доминируют над талантом (см. «Мы здесь больше не живем», «Разрисованную вуаль» и «Стоуна»), снял в Австралии биографический роуд-муви об одержимой путешественнице «Тропы» (Tracks) с Мией Васиковской в главной роли.

Из той же скромной весовой категории — французский алжирец Мерзак Аллуаш («Es-stouh»), итальянец Джанни Амелио («L’intrepido»). Даже неловко перечислять их через запятую с действительно живыми классиками — Цай Минь-ляном («Бродячие псы»), Хайао Миядзаки («Ветер крепчает») и Филиппом Гаррелем («Ревность»).

Россиян в Венеции-70 нет, поэтому болеть будем за бывших соотечественников. В «Горизонтах» покажут «Младшего брата» замечательного казахского режиссера Серика Апрымова. В этой же секции пройдет премьера нового фильма дружественного нам (он работал с Оксаной Акиньшиной и снимал в Чернобыле) шведа Лукаса Мудиссона «Мы — лучшие!».

На открытии фестиваля покажут «Гравитацию» Альфонсо Куарона, фантастический фильм с Джорджем Клуни и Сандрой Буллок в ролях астронавтов. Вне конкурса будут и прошлогодний венецианский победитель Ким Ки Дук с «Мебиусом», и прекрасный португальский режиссер Мигель Гомеш с «Искуплением».

Относительную блеклость программы искупает масштабный внеконкурсный проект «Future Reload» — 70-летие фестиваля будет отпраздновано 70 маленькими фильмами (до полутора минут), которые предложено снять 70 мастерам. Среди них — Бернардо Бертолуччи, Вальтер Саллеш, Монте Хеллман, Аббас Кьяростами, Пол Шредер и Апичатпонг Вирасетакул. Жаль, что не они будут соревноваться за «Золотого льва».