Сентиментальные роботы. Репортаж с выставки Lexus Hybrid Art
В музейно-выставочном объединении «Манеж» открылась IV ежегодная выставка современного искусства Lexus Hybrid Art. В этот раз основным мотивом, объединяющим экспонаты, стало «все, что движется в искусстве». Презентация началась с экскурсии, которую провел для всех желающих художник Федор Павлов-Андреевич, арт-директор Lexus Hybrid Art. Перед началом экскурсии он рассказал о необычных свойствах светящихся кристаллов из инсталляции голландского художника Дана Розегарде: «Это специальные кристаллы, выращенные в лабораторных условиях. Они реагируют на наше присутствие и перемещение радостным светом. Можно, конечно, взять на память кристалл — не исключено, что Дан Розегарде хотел спровоцировать у вас клептоманию. Но, к сожалению, если вы заберете кристаллы с собой, дома ничего не произойдет. Вне материнской платы, на которой они сейчас лежат, ничего светиться не будет. Но можно брать их в руки, менять их местами, как вы сами захотите, можно даже написать кристаллами свое имя».
Самая большая очередь выстроилась к «Эфемерному вторжению» — инсталляции, созданной двумя японцами: мастером временных архитектурных интеграций Хидеми Нишидой и видеохудожником Теппеи Косеки. Попадая в узкое пространство, посетитель оказывается стиснутым между гигантскими, но в то же время тончайшими пузырями, на которые проецируются движения танцоров буто. Но ощущения «тесноты» не возникает; наоборот, погружаешься в расслабленное созерцание.
Художника Юлиуса фон Бисмарка взяли в кольцо молодые люди, которых принято называть arty. Возможно, они полюбили его со времен последнего «Архстояния», где тот каждые полчаса оглушал лес «Сотрясением», роняя 14-тонную гирю с подъемного крана. В «Манеже» Бисмарк продемонстрировал менее брутальное произведение: двигающиеся на штативах небольшие зеркальца, в которых сложно поймать свой собственный взгляд, но легко взглянуть на стоящего рядом — так школьницы тайком разглядывают лица сидящих сзади одноклассников в зеркалах своих пудрениц.
Отец и сын Пузенковы, единственные российские художники на Lexus Hybrid Art, активнее всего беседовали со зрителями, предпочитая лично комментировать свою работу. Светящаяся стена, на которую проецируется стекание то масляной краски («живого начала»), то пикселей («цифрового начала»), должна подтолкнуть зрителя, отбрасывающего на нее свою цветную тень, к размышлениям о самоидентификации.
Несмотря на традиционную научно-техническую составляющую выставки, здесь нашлось место для сентиментальных и наивных объектов. Такова, например, «Партитура» бразильца Каду. Его работа отсылает к раннему детству художника: круги железных дорог, по которым ездят, перезваниваясь на манер колыбельной, миниатюрные копии скорых поездов. Каду признался, что в его детстве никогда не было путешествий на поезде, из-за того что в Бразилии железные дороги менее развиты, чем авиасообщение. Черные «дышащие» роботы-цветы, повторяющие все человеческие звуки, пришлись по душе детям, несмотря на мрачный дизайн, а взрослые напевали и насвистывали в них, как в перевернутый рупор, темы из «Крестного отца» и казачьих песен. В аттракционе «Монстро-тени» Филипа Уортингтона тени зрителей превращались в движущиеся тени мистических существ с крыльями, плавниками и усами.
Под конец вечера все сгрудились вокруг крошечной сцены, на нее вышел с гитарой Девендра Банхарт и сыграл свой первый в России акустический концерт. Позже Банхарт был атакован десятками посетительниц выставки, и для каждой из них он состроил на память индивидуальную гримасу: девушки тянули к нему свои айфоны, восклицали «это бог!» и уходили со счастливыми лицами.
Lexus Hybrid Art проходит при поддержке проекта «Сноб». Выставка открыта до 22 августа каждый день со вторника по воскресенье.