Василий Церетели: Как привить ребенку любовь к искусству

Исполнительный директор Московского музея современного искусства рассказал «Снобу» о методах развития визуального языка у детей

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

Я глубоко убежден, что ребенка с самого раннего возраста нужно водить в музеи. Чем раньше начать прививать ему любовь к искусству, тем раньше у него появится так называемый «визуальный язык». Нужно показывать не только классическое, но и современное искусство. Потом, когда он подрастет, познакомится с историей искусства разных стран, то сможет уже сам определить, что ему ближе.

Еще один хороший способ привить ребенку любовь к искусству — отдать в художественную школу при музее. Например, у нас дети рисуют, постоянно посещают выставки. Это старая, известная во всем мире практика, которая развивает фантазию и помогает лучше воспринимать искусство в целом.

Вообще, прекрасно, что у детей возникают свои ассоциации, которые бы никогда не появились у взрослых. Один из моих племянников увидел на картине Бернара де Бюфе слона, хотя взрослые замечали только абстракцию.

Конечно, ребенку легче воспринимать искусство через игру, а не через лекцию. Недавно в «Гараже» была выставка, где каждый мог все потрогать, посмотреть. Детям все это было невероятно интересно.

Если ребенок не понимает, что он видит, обязательно нужно с ним поговорить, объяснить. Такие диалоги всегда необходимы и крайне важны. Если бы мне пришлось говорить с маленьким ребенком о Кандинском, например, я бы сказал так, как и есть на самом деле, ничего не упрощая: художник пытался рисовать музыку, выразить музыкальные произведения через живопись. Не исключено, что после этого ребенок захочет повторить увиденную работу художника.

Наконец, ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что у него что-то не получается. Каждый рисует по-своему, и если родителю кажется, что творения его детей не совпадают с реальностью, это вовсе не значит, что они плохие. Мои дети занимаются в художественном кружке. Однажды один журнал опубликовал их рисунки. Они были очень довольны и получили стимул, чтобы продолжать дальше. Одним словом, поддерживайте детей, даже если у них не получается.

Теги: Quoris
Комментировать Всего 11 комментариев

В моем детстве музеи и время, проведенное в музеях, сыграли огромную роль. Много лет подряд я ходила в детскую студию при Эрмитаже. Правда, не в художественную, а в слушательно-рассказывательную. Интересно, что для меня это был важный опыт не только с точки зрения общих познаний в истории, живописи и архитектуре. Именно в Эрмитаже я поняла, что искусство оно, в общем-то, намного больше "про жизнь", чем может показаться. Это я к тому, что в Эрмитаже нас учили не столько отличать ионический ордер от коринфского, сколько уважать и ценить мастерство, труд, искренние чувства.  

Правда, это все касается больше классического искусства. А вот с какого возраста можно и нужно объяснять детям про современное искусство, большой вопрос. Как вы думаете?

Татьяна, спасибо, что прислали ссылку на коммент, но у меня, честно, нет вообще никакого оформленного мнения про современное искусство (классическое искусство - это ведь прежде всего запечатленная история страстей наших предков, то есть часть истории вообще, его так и рассматриваешь - вот, оказывается, как они видели, чувствовали, думали и в результате - поступали...). А искусство современное классификации для меня не поддается. Также как люди - одни сразу нравятся, другие нет, а почему? :)) Мне кажется, что показывать его детям надо, а объяснять - нет. Но это категорически ИМХО. 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Сергей Мурашов

Чем раньше, тем лучше. Я свою дочь с двух лет вожу в музеи. Практика показывает, что ранние занятия живописью способствуют пониманию своих ощущений. Дети трогают краски, экспериментируют, и это улучшает их всестороннее развитие.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Руслан Азеев

Василий, а в каких музеях (российских и не только) на Ваш взгляд самые удачные, интересные и оригинальные детские программы?

Татьяна, в Москве хорошие программы в центре современной культуры Гараж,  в Дарвинском музее,  в Еврейском музее и центре толерантности. В Московском музее современного искусства для детей проводятся интерактивные экскурсии.

Что касается зарубежных музеев - прекрасные программы в MoMA, Natural history museum, London Tate modern и Victoria Albert. Вообще почти в каждом  музее в Европе и США есть детские программы.

Да, лет с двух - это правильно. Если у 6-7-летнего нет привычки посещать музеи, то ему там скучно. Приходится прикладывать много усилий, чтобы заинтересовать...

Танечка,спасибо за приглашение к разговору. Проблема еще в том, что тут говорится о детях ,родители которых,вне всякий сомнений, умные люди и живут в местах где есть музеи.Я же родилась и выросла в городе Новосибирске.Там конечно был музей, но лениниана занимала в нём наиболее обширное место.

Родители мои трудились над обогащением урана и выращиванием скудных овощей на даче.Папа очень тянулся к культуре, собирал книги "по искусству". У нас были альбомы с коллекцией Эрмитажа и множество других. Например немецкий "Красота женщин мира",огромный фолиант с красотками начиная со средневековья и  в сторону наших дней.

Никто со мною не церемонился, но альбомы из рук не вырывали. Впечатления же в жизни были скорее антихудожественные...И менно эта "оторванность" от культуры, ощущение, что я живу на краю света, который почти всегда в снегу, чувство,что никогда не увидишь ни одного "порядочного" музея, именно всё это, и подтолкнуло меня к рисованию и чтению книг.

Своим же детям я соорудила коробку с огромным количеством разных материалов типа карандашей и мелков восковых и масляных. Все мои друзья без конца слали мне с разных сторон света какие-нибудь простенькие арт материалы.

Рисует только младшая, и любимый её материал -это акварель под названием "Санкт-Петербург".Может это ностальгическое,а может это привычка.Не знаю.

Мне кажется толчок к артистическому понимаю может быть любым. Хорошо конечно водить детей в музеи, но например в какой музей могут повезти родители детей в той деревне, куда сослали мою бабушку? Это от сибирского Куйбышева 8 часов на машине в сторону Васюганских болот. Ну какие музеи в Сибири-то?

Дети, которые живут за уральскими горами не имеют ни книг "по искусству" ни музеев. Интернет у них тоже есть не всегда. Сами понимаете...Что вот с ними делать? С детьми из деревень, из маленьких городков,из России, из Сибири с ними кто и что будет делать?

Там про современное искусство никто не вспоминает. Там даже про Рубенса мало кто знает, а его как опыт показывает "простые люди" любят.

Я много об этом думаю, но что делать я не знаю.Средств у меня нет, и друзей влиятельных тоже. Если бы были, то я бы объявила и организовала грант на преподавание в отдаленных уголках Сибири разных наук и искусств хотя бы короткое время.

Не знаю я ясно ли я изложила свою точку зрения.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ранее детство - самое подходящее время для того, чтобы водить ребенка в музеи и галереи. Дети во многом лучше взрослых, у них меньше мусора в голове. Если приходя на вашу выставку, они задают интересные вопросы - ваша выставка удалась. В Музее Москвы мы стараемся детей не поучать, а делать так, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками диалога. Пока что лучше всего выходит у молодых сотрудников. Может быть, потому что разница в возрасте еще не так велика. Меня не удивляет, когда дети почти сразу влюбляются в куратора-лысую девушку двадцати лет с огромными голубыми глазами. А многие классические музейные работники, по старинке, пока еще ведут себя с детьми как учителя в школе.

Ой, Анна, вот насчет возраста сотрудников, мне кажется, все не так линейно. В моем детстве в Эрмитаже работала один научный сотрудник по Средним векам, нам казалось, ей лет сто. Она даже по лестнице никогда не поднималась, а пользовалась секретным лифтом. Слушать ее первые пару минут было трудно. Но потом происходило какое-то чудо: она говорила, а у нас перед глазами вырастали готические соборы, Тристан бережно клал меч между собой и Изольдой, а святую Варвару запирали в башне. Обычная, на первый взгляд, интеллигентная бабушка умела включать наше воображение, и эти ее средневековые образы я помню до сих пор.

Безусловно, ребенка нужно водить в музеи. Желательно делать это ненасильственно и аккуратно, не подвергая его травме, а то он все возненавидит. Главное в этом деле, как и в любом - это постоянство. Совершенно необходимо, чтобы человек именно жил в культурной среде. И те, коды, которые ребенок будет считывать с детства, навсегда с ним останутся. Может, он этого и не поймет, будучи маленьким, но когда он подрастет, он это вспомнит. Он не будет удивляться, а будет понимать, что это всегда было вокруг него, а значит, это - часть его самого. Например, когда я была беременна, мой муж надевал мне на живот наушники с классической музыкой и считал это очень полезным для малыша.

Я думаю, что у ребенка нет проблем с абстракцией. Вот у взрослого с ней проблем гораздо больше, потому что его ассоциативный ряд забит шаблонами. А ребенок легче считывает цвета, ритмы, чувствует то, что ему близко. Да сами рисунки детей - это полнейшая абстракция. Ребенок вам расскажет, что это паровоз, цветочек и мама с папой. Вместо этого вы увидите каляки-маляки. Ребенок настолько близок к абстракции, насколько это возможно.

Эту реплику поддерживают: Павел Макеев, Владимир Андреев, Надя Аль-Ахмед

Василий, спасибо за статью и комментарии

Полезно