СПочему вас стали интересовать именно прерафаэлиты и их произведения?

Мой интерес пробудили комиксы: магия, король Артур, волшебный клинок и так далее. Всех их рисовали и придумывали художники, которые сами в 1970-е годы испытали влияние искусства прерафаэлитов. Потом я стал изучать эту тему подробнее, и она меня увлекла.

СПолучается, что прерафаэлиты предвосхитили поп-арт?

Скорее наоборот, многие художники, работающие в технике поп-арта, видели для себя что-то интересное в произведениях того периода. Хотя сами прерафаэлиты в своих работах почти ничего не заимствовали из массовой культуры. Их интересовали те темы, которые нравились буржуазии и среднему классу того времени.

Викторианское искусство и прерафаэлиты снова вошли в моду в 60-е годы и только из-за того, что хиппи считали культуру тех времен чем-то подлинным, неподдельным и немодернистским.

СКартины прерафаэлитов особенно нравятся женщинам и детям, это правда?

Конечно! Женщинам это интересно, так как на этих полотнах женщина предстает как полноценное существо. Прерафаэлиты не рисуют просто модель или обнаженное тело. Они рисуют личность. А дети реагируют на красочные изображения и красивых героев.

Джон Эверетт Милле «Офелия»
Джон Эверетт Милле «Офелия»

СОдна из центральных картин выставки — «Офелия» Джона Эверетта Милле. Перед ней, как перед «Джокондой», всегда огромная очередь.

«Офелия» выстроена так, что взгляд зрителя фокусируется на лице обреченной героини, на ее угасающем рассудке. Здесь перед нами противопоставление: жизнь природы перед лицом смерти. Думаю, поэтому эта картина так завораживает зрителей.

Сцена с умирающей Офелией никогда не отыгрывается при постановке «Гамлета» в театре. О смерти Офелии рассказывает королева Гертруда в своем монологе. Милле этот монолог интерпретировал как исторический факт, но изобразил эту сцену максимально тщательно и точно. По идее картина могла получиться скучной, но Милле использовал всю мощь своего воображения, и получилась Офелия — беспомощная, в окружении прекрасных цветов.

Милле позировала молодая художница Элизабет Сиддал, на выставке в Пушкинском музее есть ее акварели. Прерафаэлиты всегда искали моделей для своих картин среди обычных жителей Британии: они хотели запечатлеть новый идеал красоты, который должен был отличаться от идеалов Ренессанса.

Для полотна «Офелия» Сиддал провела много часов в ванне с водой, а платье она сшила вместе с матерью художника в его студии. Все лето и осень Милле сидел на берегу реки и тщательно вырисовывал фон для картины; в день он мог покрыть площадь холста размером с монетку. Зимой вернулся в Лондон и стал рисовать модель. Лампы и горелки, которые подогревали ванну, в какой-то момент погасли, но Элизабет ничего не сказала художнику. В итоге после этого она сильно заболела.

«Офелия» удостоилась комплиментов даже от Сальвадора Дали. Он писал о картине в журнале «Минотавр» и прославлял ее как «образ вечной женственности». Считается, что «Офелия» стала предтечей сюрреализма и символизма.

СА после того как Милле перестал работать совместно с прерафаэлитами, он утратил свою ценность?

И да, и нет. Он перестал быть радикальным живописцем, но не продался, а пошел на компромиссы. Да, в начале пути он был авангардистом. И мы знаем, что он был одним из наболее плодовитых и прозорливых мастеров в 50–60 годах XIX века.

Но позже он стал просто популярным художником. В живописи он оставался живым и свежим на протяжении всей своей карьеры. И хотя поздние его произведения — это уже не прерафаэлитское искусство, как портретист он лучший. Он проложил дорогу для таких художников, как Джованни Болдини, Джон Саржент, и мастеров следующих поколений.

Его поздние «Шотландские пейзажи» — это одни самых лучших пейзажей того периода.

СЕсть мнение, что любовь к искусству прерафаэлитов — признак дурного вкуса.

Те, кому нравится модернизм: Матисс, Монэ, Мане, считают, что прерафаэлиты — это искусство второго уровня. Но это не так, и мы пытаемся развеять этот миф. Это не китч, а продукт высокой культуры Британии. Произведения этих мастеров выполнены тщательно и высокохудожественно.

Можно сказать, что прерафаэлиты стали жертвами своего успеха. Они работали в то время, когда Британия была величайшей империей. На их полотна всегда был спрос, и большая часть картин куплена британцами: крупнейшие коллекции находятся в Манчестере, Бирмингеме, Ливерпуле и Лондоне. Не знаю, много ли русских сейчас покупают произведения викторианского искусства, но спрос на них растет. Например, в прошлом месяце картина Эдварда Берн-Джонса была продана за 25 миллионов фунтов.

Эдвард Берн-Джонс «Любовь, ведущая пилигрима»
Эдвард Берн-Джонс «Любовь, ведущая пилигрима»

СА кто-нибудь из русских живописцев вам нравится? Есть ли среди них «прерафаэлиты»?

В Третьяковской галерее я увидел картины Михаила Нестерова. Это лучшая выставка этого года! Этот русский художник абсолютно неизвестен в США и малоизвестен в Европе. Нестеров ориентировался на ту же эстетику, что и прерафаэлиты. В его полотнах виден эффект реализма, он пытается использовать новую технику письма, которая возникла в то время.

Еще из тех русских художников, чьи произведения я видел и они мне кажутся близки к прерафаэлитам: Сергей Иванов и Михаил Врубель.

Вообще, я думаю, что у искусства прерафаэлитов и русской живописи много общего. Приехав в Москву, я узнал одну интересную деталь: все русское искусство вышло из иконописи. Прерафаэлиты тоже обращались к выразительным средствам, которые соизмеримы с иконописью. Я имею в виду позднеготическое и средневековое искусство. Оно в каких-то моментах близко к иконописи.

СНа что в первую очередь советуете обращать внимание на картинах прерафаэлитов?

Одна из важных особенностей всех картин прерафаэлитов в том, что, хотя они и были созданы в Англии в XIX веке, они понятны любому современному человеку.

На полотнах прерафаэлитов невозможно увидеть каких-то неизвестных святых, какие-то необычные сюжеты или национальные традиции, они обращаются к универсальным фактам и историям.

Прерафаэлиты были первыми в Европе, кто обратился к так называемому «примитивному искусству». И это было задолго до модернистов Франции или Германии, которые тоже использовали старинные мотивы для создания нового искусства, которое не выглядело бы архаически.

Я думаю, что все, кто видит картины прерафаэлитов, сразу же понимают их. На уровне зрительного восприятия, даже не погружаясь в контекст. С другой стороны, многие из картин отсылают к истории или литературе.

СПодготовка совсем не обязательна? Например, перечитать Шекспира перед выставкой?

Не нужно никакой специальной подготовки! Да, почти все сюжеты полотен соотносятся с литературой того времени. Но все сюжеты картин будут понятны зрителям, даже если они не читали произведения Теннисона и Шекспира.С

 

Также по теме:

Лекция Джейсона Розенфельда о прерафаэлитах и современном британском искусстве (видео)