В минувшие выходные российские блогеры и пользователи социальных сетей обнаружили запись фрагмента из выпуска передачи «Исторический процесс» на телеканале «Россия-1», которая вышла в эфир еще в апреле прошлого года. В ней ведущий и заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Киселев призывал зарывать в землю или сжигать сердца погибших в ДТП геев. «Я считаю, что штрафовать геев за пропаганду гомосексуализма среди подростков мало. Им нужно запретить донорство крови, спермы, а их сердца в случае автомобильной катастрофы зарывать в землю или сжигать как непригодные для продолжения чьей-либо жизни», — заявил тогда Киселев.

Сам Киселев в интервью «Эхо Москвы» удивляется, что об этой передаче вспоминают спустя почти полтора года, но объясняет свои слова так: «Просто такова мировая практика. Так поступают в Соединtнных Штатах Америки, в Евросоюзе, в Японии, в арабских странах, практически во всtм мире, кроме России. Потому что гомосексуалистам запрещено быть донорами крови, органов и так далее, то есть их не рассматривают в качестве доноров. И я считаю, что нужно принять законы, соответствующие мировой практике. Вот и всё».

Павел Трахтман, иммунолог, заведующий отделением Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева:

По поводу Киселева. Либо он неандерталец, либо он глубоко болен. По поводу ВИЧ. Первые признаки заражения можно выявить в период от 10 до 14 дней с момента заражения. Все сильно зависит от того, сколько частиц вируса попадет в организм человека.Чем больше частиц вируса, тем выше риск заражения и тем быстрее можно его выявить. Самый точный из существующих анализов позволяет выявить одну частицу на 1 млн клеток. Это очень много. Нужно понимать, что заразиться оттого, что в кровь попала одна частица вируса, невозможно — их должно быть достаточно много, так как это вероятностный процесс. 

В англоязычной литературе есть такой термин Window Period — период окна, когда мы уже больны, уже заразны, но болезнь еще не определяется. Для самых сложных инфекций этот период составляет месяц; ВИЧ не относится к таким инфекциям. 

И в зарубежной практике нет практики запрета для доноров-гомосексуалов. Вопрос по поводу ориентации в донорских опросниках есть, но он анонимный и не требует фактов. Если человек отвечает «да», то его кровь не бракуется, так же как и людей с ответом «нет». 

Екатерина Шергова, член правления благотворительного фонда «Подари жизнь»:

Мы каждый день сталкиваемся с детьми, которым нужны переливания донорской крови. И часто возникают ситуации, когда доноров не хватает. Для нас совершенно не важно, какой ориентации донор. Риск передачи реципиенту через донорскую кровь такого вируса как ВИЧ сейчас снижен практически до нуля. И от ориентации не зависит вероятность наличия ВИЧ-инфекции в крови донора. ВИЧ, как известно, передается разными способами. И, запретив гомосекусалистам сдавать кровь, этот риск снизить невозможно. Для того, чтобы такого риска не было, применяют другие меры. Донорская кровь перед переливанием реципиенту проходит тщательное обследование. Кроме того, врачи просят доноров предельно откровенно отвечать на вопросы на предварительном обследовании и на вопросы в анкете, в том числе на вопрос о «беспорядочных половых связях».

Что касается такого запрета в Америке, насколько нам удалось выяснить, эта страна сейчас стоит на пороге отмены соответствующего закона. Так как сейчас наличие вируса в крови можно определить перед переливанием, а не предотвращать возможность передачи ВИЧ через переливание донорской крови такими способами. На мой личный взгляд, оценивать высказывания Дмитрия Киселева с точки зрения морали и этики — невозможно. Так как и то, и другое в них отсутствует.

Читайте по теме:

Хирург Алексей Чжао: Дмитрий Киселев изнасиловал своими мыслями окружающих