Вадим Рутковский: Русофобия, синяки и христианские ведьмы Венецианского фестиваля
В «Горизонтах», втором конкурсе, совершенно не соответствующем своему названию (только традиционные повествовательные картины, эксперименты запрещены), показали «Волчат» Рика Остерманна, дебют режиссера, которого так и подмывает назвать «немецко-фашистским недобитком». Фильм очень похож на «Лоре», мрачную сказку австралийки Кейт Шортланд, получившую год назад приз зрительских симпатий в Локарно: тоже зловещие и прекрасные германские леса (вместо Баварии — Восточная Пруссия), по которым в тщетных поисках крова бредут осиротевшие немецкие дети. Только исполнение бездарное, никакой романтической тревоги и драматургия монохромная: единственный враг детей — русские солдаты (говорящие с сильным акцентом), у которых на оккупированной территории нет других занятий, кроме как охотиться на малюток и расстреливать идиллических литовских пейзан. Дети, естественно, грязные — еще бы, скитаются по чащобам да болотам, спят под открытым небом и лесные ягоды едят, картинно перемазавшись соком, но фактура одежки не страдает — разноцветные кофточки и шейные платочки почти не рвутся и на нитки не расползаются (это я к достоверности исполнения). Моя подруга-критик согласно кивала, мол, да, сделан фильм плохо, но «мне все равно понравился, ты же знаешь, Вадя, я — русофоб». А мне как раз кажется, что в силу художественной ничтожности «Волчата» способны от русофобии излечить. А итальянцы — переключить на итальянофобию. Или просто ненависть к человеческой природе вообще.
Вот я ругал за организацию, и на этом сайте в том числе, ММКФ, но здешний стафф не лучше. Покупка каталога, DVD или сувенирной мелочи, вроде значков и открыток, превращается в приключение: у кассы собирается консилиум продавцов, мучительно решающих, как пробивать. Из ресторана в Палаццо дель Казино сделали еще один кинозал, Sala Casino, в котором много дверей, но для входа и выхода используются, конечно, только две соседних перед экраном. И не закрываются они в течение всего сеанса, потому что армия бессмысленных сотрудниц в униформах ходит туда-сюда, дверями поскрипывая. Зрители тоже почти как на ММКФ — светят мобильниками, хоть глаза им коли. Точно, до мизантропии — шаг, но, с другой стороны, это только итальянцы так похожи на русских: и при диктатуре жили, и за Берлускони голосуют. И коррупцию развивают (котлован на месте непостроенного фестивального дворца обнесли новым забором с новыми завиральными планами по облагораживанию территории), и с полицейским произволом мирятся — вне конкурса идет документальный фильм «Лето 82-го: Когда Заппа приехал на Сицилию», один из эпизодов которого посвящен концерту Заппы, практически сорванному ментами, пустившими в хотевших потанцевать юнцов слезоточивый газ. Впрочем, чему удивляться — к 70-му юбилею Мостры перед конкурсными фильмами крутят архивные ролики о первых, проходивших еще в фашистской Италии фестивалях. Можно увидеть живьем графов Вольпи и Цорци, чьими именами тут до сих пор названы призы и залы — на лицах аристократии печать вырождения.