9 арт-хитов до конца сентября: «Амфест», Вагнер, биеннале и петербургский акцент
1. Фестиваль американского кино «Амфест» 18–29 сентября в кинотеатре «Горизонт»
Мощнейший залп нового американского кино — от острого документального (оно впервые стало частью «Амфеста») до большого голливудского. Фестиваль, родившийся несколько лет назад как локальный московский смотр самой крупной национальной кинематографии, превратился в авторитетный форум. И показ фильма открытия — «Небраски» Александра Пейна — в Москве всего лишь третий официальный показ картины в мире: до этого были только мировая премьера на Каннском фестивале и американская на фестивале в Торонто.
А «Гравитация» Альфонсо Куарона на «Амфесте» будет 27 сентября, за неделю до выхода в мировой прокат.
Быть первым зрителем приятно, но необязательно: ни в коем случае нельзя пропустить полную ретроспективу Уита Стиллмана, автора культовых камерных комедий конца ХХ века «Золотая молодежь», «Барселона» и «Последние дни диско», эффектно вернувшегося в кино «Девицами в беде». Стиллман — гость фестиваля, представит «Девушек» и «Молодежь» лично.
Кураторы «Амфеста» сознательно объединяют в программе и дорогостоящий, звездный Голливуд, и чистые эксперименты, вроде «Примеси», нового фильма гения и безумца Шэйна Каррата, отхватившего в 2004-м Гран-при Санденс-фестиваля (за многомудрую фантастику «Детонатор») и замолчавшего на девять лет. Но все кино на «Амфесте», независимо от бюджета, авторское. Новый Вуди Аллен, снятый за пару центов хит Берлинале «Компьютерные шахматы» Эндрю Бужальского, проникновенный бадди-муви «Повелитель лавин» Дэвида Гордона Грина, «Каньоны» Пола Шредера с оторвой Линдсей Лохан, «Поцелуй проклятой», вампирский этюд Ксан Кассаветес, дочки великого Джона Кассаветеса. По-хорошему, надо было бы перечислить всю программу, потому что посмотреть стоит всё.
2. 12-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»в Санкт-Петербурге по 13 октября
14 сентября, диджей-сетом и явлением народу гигантского кролика работы Флорентина Хофмана у стен Петропавловской крепости открылся уникальный петербургский фест. Площадкой для него становится весь город, то есть работы современных художников размещаются, что понятно из названия, в обычных музеях, но, чтобы посмотреть все объекты, придется исходить Петербург вдоль и поперек — и в результате сам город приобретает неожиданные черты.
Не каждый из музеев-участников достоин несколько уничижительного определения «традиционный». Вот самый, на мой вкус, интересный проект 12-го феста — инсталляция «Морской бой» объединения «Вверх!» — построен в филиале Центрального военно-морского музея, в настоящей подводной лодке «Народоволец», превращенной в мемориальный комплекс.
Что же в этом аттракционе традиционного? Впору брать с посетителей подписку наподобие той, что берут сейчас в Корейском павильоне на Венецианской биеннале, о том, что клаустрофобией они не страдают, и только после этого пускать на экспозицию. Переходить, сгорбившись — потолки в подлодке низехонькие, — из отсека в отсек, задыхаясь от раскаленного воздуха (в Петербурге, в отличие от Москвы, середина сентября оказалась солнечной и жаркой), довольно жутко. Но «Морской бой», использующий замкнутое пространство «Народовольца», клаустрофобию уничтожает: инсталляция, в которой две красивые девушки с видеомониторов перекрикиваются, будто играют в классический морской бой, расширяет пространство до вселенских масштабов.
Дмитрий Каварга, разместивший свои объекты из цикла «По ту сторону низшей нервной деятельности» в музее НИИ экспериментальной медицины, погружается в космос человеческой физиологии: его игрушки-чудища вдохновлены процессами, идущими в нашем организме. И позволяют задуматься о том, не был ли великий физиолог Павлов с его подопытными собаками одним из первых современных художников.
Впервые в фестивале участвует Музей городского электрического транспорта. Остроумная инсталляция Евгенией Мачневой и Алёны Терешко «Маршрут», где гобелен на равных с видео, а городское пространство уподобляется ткани с узорами трамвайных рельсов, вступает в неравную конкуренцию с героями стационарной экспозиции — теми самыми трамвайчиками. Теперь я знаю, куда ехали воспетые группой «Ноль» трамваи умирать. В итоге же обрели они на Васильевском острове новую жизнь после смерти.
3. 5-я Московская биеннале современного искусства с 20 сентября в ЦВЗ «Манеж»