За последние 28 лет Паперный успел пожить москвичом в Америке, полуамериканцем в Лос-Анджелесе и американцем снова в российской столице, где он теперь бывает наездами. Когда в 1981 году он уезжал из Союза — казалось, вернуться уже невозможно. Из этих его воспоминаний и уже новых американских ощущений и родились «Мос-Анджелес», а теперь и «Мос-Анджелес-2» — сборники эссе, интервью, статей и фотографий. Московско-интеллигентские байки, замешанные на американской реальности. Вот классика жанра, рассказ Паперного о знакомстве с Александром Меламидом:

 

Как возникла идея «Мос-Анджелеса», Паперный рассказывает так: «Мое поколение выросло в атмосфере четко препарированной информации. Мы думали, как наш советский опыт уникален. Нам казалось, что ничего похожего никогда не было и не будет и никто, кроме нас, понять этого не сможет. Нас даже как-то грело, что хуже нас никого в мире нету. Одна из таких приятных мыслей заключалась в том, что все зло в мире от КГБ. И когда американцы моего поколения начинают вдруг мне объяснять, что все зло в мире, оказывается, от ЦРУ, остается только понимающе улыбаться. В общем, иллюзия нашей уникальности очень быстро распалась, как только развалились границы и я оказался за пределами СССР».

Паперного издает издательство НЛО. Возглавляющая его Ирина Прохорова считает, что ее автор пишет единственно верную историю искусства ХХ века:

На презентации второго «Мос-Анджелеса» в московском клубе «Мастерская» Владимир Паперный рассказал и о другой своей работе. Это сравнительный анализ советских и голливудских фильмов 30-х. Работа уже почти закончена, и авторы собираются разместить ее в Интернете.

 

Ольга Озерова