Станислав Белковский, политолог:

Когда каждый чих Путина влияет на государство и на общество, это не может нас не волновать. Если бы наш царь был просто демократическим правителем, избираемым и вменяемым, это волновало бы нас меньше. Но в историю с Алиной Кабаевой я не верю и не верил в нее никогда. Думаю, это была операция прикрытия, чтобы продемонстрировать верноподданному народу, что у лидера есть личная жизнь, в то время как ее нет, ибо Путин патологически одинок. Именно поэтому слухи об Алине Кабаевой так агрессивно распространяются людьми, близкими Кремлю, чего бы никогда не делалось, если бы это было правдой, ибо Путин очень скрытен в отношении личной жизни как своей, так и своих родственников.

Непонятно, как само венчание могло происходить в монастыре. Во-вторых, известно, что Алина Кабаева мусульманка. Короче, ясно, что эта новость была шита белыми нитками и, возможно, в очередной раз запущена людьми, близкими Владимиру Владимировичу, чтобы взбудоражить народ тем, что у вождя молодая жена. Это является составной частью его имиджа, поскольку в англосаксонской традиции отношение к разводу и адюльтеру неодобрительное, а в русской — нормальное. Это даже приветствуется, поскольку является доказательством крепкой физической формы вождя.

Катя Ласкина, девушка с «календаря для Путина»:

Если он сам предоставляет информацию, тогда, конечно, это интересно. А если лезут папарацци и пишут полнейшую чушь, то это неинтересно. Той информации, которую президент предоставляет, нужно верить, он все-таки Владимир Владимирович. Но надо, чтобы он сам говорил: «Вот так и так, вот я сейчас одинок».

 

Ольга Романова, правозащитник:

У царей вроде не бывает личной жизни. Потому что, случись чего, они немедленно сообщают верноподданным: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству». Дуй, дескать, спасать Отечество, а впереди я на белом коне. Но если верноподданный может еще как-то отбояриться — мол, я налоги плачу и тебя, царскую морду, содержу, — то у царей (во всяком случае, нынешних) такой возможности нет. Их жизнь принадлежит Отечеству, в том числе и личная. Не хочешь, чтобы личная жизнь принадлежала Отечеству? Да сколько угодно, у нас тут демократия — добро пожаловать из царей в бухгалтеры, и вот тут уже можешь платить налоги и защищать свою личную жизнь и пространство. Потому что ты теперь частное лицо. А царь — лицо общественное.

Константин Крюков, актер:

Должностные лица должны выполнять свои обязанности, а что у них с личной жизнью — это их дело. А афишировать свою личную жизнь — это же не входит в состав обязанностей первого лица государства. Иногда люди не распространяются об этом, чтобы оградить своих близких от возможных неприятностей.

 

Ирина Хакамада, политик:

Если это демократическое общество и выбираемый президент является публичным лицом, то любой человек на такой позиции должен понимать, что его жизнь открыта для всех. Историю с Биллом Клинтоном и Моникой Левински обсуждал весь мир, а Берлускони судят за то, что он спал с несовершеннолетней девушкой. Высокопоставленные чиновники даже в отставку уходят, если в их личной жизни что-то не так. Но если это диктатура, военный режим или монархия, тогда в личную жизнь верхов никто не смеет лезть и никто не смеет ее обсуждать под страхом смертной казни. Вот и все, остается только выбрать.

Марина Юденич, политтехнолог:

У этой проблемы существует два аспекта. Первый — протокол. Он повсюду примерно одинаковый, и в рамках этого протокола должны появляться первые леди, если они есть. Фрагменты личной жизни, когда они связаны с официальными визитами, должны быть озвучены. Этот международный протокол мы вроде как не нарушаем. Второй аспект — российская традиция, которая предписывает не слишком глубоко вторгаться в личную жизнь. Причем это касается не только первых лиц государства, у нас вообще до последнего времени как-то не принято было жить напоказ. Жизнь напоказ — мода, пришедшая к нам из западной массовой культуры. Она прижилась в глянце, в желтой прессе, в каких-то отдельных телевизионных программах, целевая аудитория которых — довольно узкая социальная прослойка. Нет необходимости ломать сложившиеся национальные традиции и устои. Каждый человек в стране, начиная с президента и заканчивая мной, имеет право на частную жизнь, и если он не хочет, чтобы она становилась публичной, мы должны уважать это желание.

Владимир Рыжков, политик:

Жизнь первых лиц государства всегда вызывает интерес, нравится им это или нет. Вспомните свадьбу Николя Саркози и Карлы Бруни — это была мировая новость номер один! Рождение ребенка в королевской семье в Великобритании — тоже мировая новость. Обама едет на отдых с женой и дочерьми — сразу вал фотографий из Майами. Это нормально, когда личная жизнь первых лиц государства вызывает жгучий интерес, но его не нужно преувеличивать, потому что частная жизнь даже политиков все равно остается частной жизнью. К тому же Песков уже опроверг факт венчания, сказав, что Путин в тот день находился в Сочи.