Биеннале за несколько дней до открытия

Реконструированное прошлое и рефлексирующее настоящее — некоторые сюжеты нынешней биеннале: бедствия мирного и военного времени, тридцатипятилетие «бульдозерной выставки», искусство, рожденное высокими технологиями

Фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ
Фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ
Выставка "Лицо. Образ. Время. Изображение человека в искусстве: от модернизма к современности"
+T -
Поделиться:

Стартовала Третья Московская биеннале современного искусства. Официальное открытие состоится 24 сентября, но некоторые экспозиции можно увидеть уже сейчас. Так, на двух площадках Stella Art Foundation проходит выставка классиков московского концептуализма Юрия Альберта, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова, объединившихся в так называемую группу «Купидон». Воссоединение семидесятников произошло совсем недавно, в 2008 году, на выставке «Фрагма, прагма и энигма». Нынешняя выставка посвящена неразрешимой проблеме — определению того, что есть искусство для творца. Для Андрея Рублева искусство — это окно в другой мир, для художников Возрождения — научная дисциплина, а для московских концептуалистов вопрос остается открытым.

В самой научной из всех московских галерей — Laboratoria Art&Science Space — позаботились о том, чтобы заставить посетителя задуматься и сосредоточиться, чтобы его визит из рассеянного и расслабленного превратился в познавательный. На выставке представлены сорок документальных фильмов о произведениях искусства — тех, что были созданы при помощи новейших технологий, например генной инженерии и робототехники. Посетив «Лабораторию», можно дойти и до «Винзавода», но там основная часть выставок откроется лишь в конце недели. Лучше зайти в Манеж, где проходит выставка Бориса Михайлова «Место, время...».

Фотографии Бориса Михайлова до недавнего времени были известны более на Западе (а именно в Германии), чем в России. Михайлов начинал фотографировать в Харькове, снимает его до сих пор, и родной город видится ему в необычном свете. Сумеречные фотографии из «Синей серии», выставленные в Манеже, — это смутные и болезненно-навязчивые воспоминания о детстве и пережитом ужасе войны. Однако идея выставки отнюдь не ретроспективна, ее цель — утвердить, что несчастье — это не только бомбежки и голод. Люди бедствуют и оттого, например, что зарплату повысили, но не платят, а все свободные деньги уходят на кредиты. Мир не лучше войны, одним словом.

Среди прочих важных выставок надо назвать экспозицию «Лицо. Образ. Время» в фонде «Екатерина». Это своеобразная ретроспектива портретного жанра в русском искусстве. Самый крупный раздел экспозиции посвящен периоду с 60-х по 80-е. А самый звездный — современному искусству: здесь работы иностранцев — Тони Мателли, Пьера и Жиля — сочетаются с картинами отечественных художников, в том числе Дубосарского и Виноградова, Олега Кулика и «Синих носов».

В галерее «Крокин» периоду 60—80-х, эпохе нонконформизма, вообще посвятили отдельную экспозицию. Это проект «Трактористы», и назван он так в честь 35-летия «бульдозерной выставки». Здесь представлены работы современников и участников знаменитой акции в Беляево. Тогда собравшихся на несанкционированную выставку художников разогнали, многие картины погибли под гусеницами бульдозеров. Этот самовольный вернисаж стал первым этапом в карьере многих знаменитых нонконформистов: Оскара Рабина, Виталия Комара и Александра Меламида, Владимира Немухина и Лидии Мастерковой.

Это только начало продолжительного выставочного марафона. Впереди — основной проект в «Гараже», выставки на «Винзаводе», в «Красном Октябре», в обновленном Artplay, в ЦУМе, театре «Практика» и даже проект Omne Animal в Московском зоопарке. Можно составлять маршруты и посвящать выходные выставкам.

Мария Семендяева