Есть такое слово — «культура». Происходит от латинского cultus, что есть причастие от глагола colo — «возделывать, пахать и обрабатывать». В понятие это слово возвел Цицерон, рассуждавший в «Тускуланских беседах» о философии как о «возделывании души». Философия с тех пор отвалилась, но возделывание осталось. Есть министерство возделывания, газета «Возделывание», а следующий год в России вообще целиком объявят годом возделывания. Главное внимание при этом будет уделено регионам. «Планируется улучшение материально-технической базы культурных объектов в регионах, повышение зарплат деятелям культуры, улучшение их жилищно-бытовых условий», — сообщают нам РИА Новости. То есть отремонтируют, надо полагать, туалеты в краеведческом музее какого-нибудь Верхнеярска, добавят сотрудникам тысячу к зарплате — и душа, предположительно, сразу окультурится.

Почему вдруг стали так важны регионы, объяснила на заседании оргкомитета Года возделывания в Совете Федерации главный редактор газеты «Возделывание» Елена Ямпольская. Дело в том, что матушка-Россия столкнулась недавно с огромной культурной проблемой: часть деятелей культуры поддержала Pussy Riot. Что это действительно проблема, никто не спорит. Только для меня проблема в том, что только часть поддержала, а для Ямпольской проблема — сама эта часть. Ее надо выполоть: «Необходимо сменить культурную элиту страны. Надо позвать людей из регионов и правильно их сориентировать, а потом сделать из них звезд, новых звезд».

Нет, все-таки отрадно, что благая идея о ротации элит пришла вдруг в российскую государственную голову. И механизм предельно прост. «Люди из регионов» — это, понятно, руссоистские дикари, искусствами и науками еще не испорченные. Естественные настолько, что даже к туалетам их в рамках Года культуры придется приучать. Но по природе своей добрые. Потому что человек из регионов по природе добр. Этого доброго дикаря-регионала требуется еще «правильно сориентировать», то есть, надо полагать, мужчин направить жить с женщинами, а женщин — с мужчинами. Потому что слово «ориентация» в последний год в русском государственном языке никакого другого значения не имеет. Ориентация бывает «традиционная» и «нетрадиционная». Поскольку у дикарей из регионов никакой традиции пока нет (традиция — это от латинского tradere, «передавать» — от одной возделанной души к другой), то им надо пояснить: там, где у мальчика выпуклость, у девочки впуклость. И культурная элита, считай, готова. На смену, прости господи, феминисткам из Pussy Riot и поддержавшим их деятелям культуры придут приученные к горшку, добрые по своей природе гетеросексуалы.

Тут, конечно, все возопят: а при чем здесь культура? Очень даже при чем. Любой родитель знает, что горшок — важнейший этап в возделывании младенческой души. Маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества. То есть для новых российских культурных элит, я хотела сказать. Хотя на фоне уже достигнутого, действительно, не очень впечатляет. Например, на фоне современного искусства, в области которого подвизались до ареста в том числе и Pussy Riot. Там все же присутствует рефлексия над биологическими и культурно-политическими данностями, а тут пока предполагается только овладение первичными навыками гигиены и осознанием важности брачных игр.

Но и это не беда. Надо просто переопределить современное искусство. И министр возделывания региональных душ Мединский это сделал. «Современное искусство — это все, что делается сегодня», — сказал он (а не только «инсталляция из груды кирпичей, финансируемая из госбюджета»). Не надо вот этих перформансов в храмах и инсталляций в музеях. «Не хотелось бы называть современным искусством только то, что непонятно большинству людей».

Что же понятно большинству? Раз уж мы о возделывании душ, то надо признать, что в начале этого процесса большинству вообще ничего не понятно. Невозделанные души появляются на свет без понятий. Даже язык отцов и дедов они поначалу не понимают. Годы, не побоюсь этого слова, уходят на овладение им. От двух до трех. И читать эти невозделанные души тоже не умеют. Их этому учат уже окультуренные родители и школьные учителя. И вот когда учитель приходит в класс с «Родной речью» под мышкой, то, что в этом учебнике написано, большинству в классе совершенно не понятно. И учительница — за государственный, заметьте, счет — это большинство возделывает. На предмет различения букв и складывания из них слогов. Еще тот перформанс. Доходящий — через много лет и в отдельных случаях — даже до философии. Что чревато, как мы знаем, плясками в храмах и требует, в свою очередь, смены элит.

В общем, мысль Мединского и Ямпольской ясна. Возделывать надо с умом. Дать материально-техническую базу и «правильно сориентировать». А все остальные силы положить на то, чтобы дальше этого культурный процесс не пошел. Потому что не способствует развитие наук и искусств улучшению нравов. Все силы министерства культуры будут брошены теперь на консервацию заповедника дикой природы размером в немалую долю планеты. Недаром же Чаадаев говорил, что Россия должна преподнести остальному миру — со всякими там его Цицеронами — какой-то очень важный урок.