Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Ольга Серебряная

Ольга Серебряная /

Новая культурная ориентация

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Есть такое слово — «культура». Происходит от латинского cultus, что есть причастие от глагола colo — «возделывать, пахать и обрабатывать». В понятие это слово возвел Цицерон, рассуждавший в «Тускуланских беседах» о философии как о «возделывании души». Философия с тех пор отвалилась, но возделывание осталось. Есть министерство возделывания, газета «Возделывание», а следующий год в России вообще целиком объявят годом возделывания. Главное внимание при этом будет уделено регионам. «Планируется улучшение материально-технической базы культурных объектов в регионах, повышение зарплат деятелям культуры, улучшение их жилищно-бытовых условий», — сообщают нам РИА Новости. То есть отремонтируют, надо полагать, туалеты в краеведческом музее какого-нибудь Верхнеярска, добавят сотрудникам тысячу к зарплате — и душа, предположительно, сразу окультурится.

Почему вдруг стали так важны регионы, объяснила на заседании оргкомитета Года возделывания в Совете Федерации главный редактор газеты «Возделывание» Елена Ямпольская. Дело в том, что матушка-Россия столкнулась недавно с огромной культурной проблемой: часть деятелей культуры поддержала Pussy Riot. Что это действительно проблема, никто не спорит. Только для меня проблема в том, что только часть поддержала, а для Ямпольской проблема — сама эта часть. Ее надо выполоть: «Необходимо сменить культурную элиту страны. Надо позвать людей из регионов и правильно их сориентировать, а потом сделать из них звезд, новых звезд».

Нет, все-таки отрадно, что благая идея о ротации элит пришла вдруг в российскую государственную голову. И механизм предельно прост. «Люди из регионов» — это, понятно, руссоистские дикари, искусствами и науками еще не испорченные. Естественные настолько, что даже к туалетам их в рамках Года культуры придется приучать. Но по природе своей добрые. Потому что человек из регионов по природе добр. Этого доброго дикаря-регионала требуется еще «правильно сориентировать», то есть, надо полагать, мужчин направить жить с женщинами, а женщин — с мужчинами. Потому что слово «ориентация» в последний год в русском государственном языке никакого другого значения не имеет. Ориентация бывает «традиционная» и «нетрадиционная». Поскольку у дикарей из регионов никакой традиции пока нет (традиция — это от латинского tradere, «передавать» — от одной возделанной души к другой), то им надо пояснить: там, где у мальчика выпуклость, у девочки впуклость. И культурная элита, считай, готова. На смену, прости господи, феминисткам из Pussy Riot и поддержавшим их деятелям культуры придут приученные к горшку, добрые по своей природе гетеросексуалы.

Тут, конечно, все возопят: а при чем здесь культура? Очень даже при чем. Любой родитель знает, что горшок — важнейший этап в возделывании младенческой души. Маленький шаг для человека, но огромный скачок для человечества. То есть для новых российских культурных элит, я хотела сказать. Хотя на фоне уже достигнутого, действительно, не очень впечатляет. Например, на фоне современного искусства, в области которого подвизались до ареста в том числе и Pussy Riot. Там все же присутствует рефлексия над биологическими и культурно-политическими данностями, а тут пока предполагается только овладение первичными навыками гигиены и осознанием важности брачных игр.

Но и это не беда. Надо просто переопределить современное искусство. И министр возделывания региональных душ Мединский это сделал. «Современное искусство — это все, что делается сегодня», — сказал он (а не только «инсталляция из груды кирпичей, финансируемая из госбюджета»). Не надо вот этих перформансов в храмах и инсталляций в музеях. «Не хотелось бы называть современным искусством только то, что непонятно большинству людей».

Что же понятно большинству? Раз уж мы о возделывании душ, то надо признать, что в начале этого процесса большинству вообще ничего не понятно. Невозделанные души появляются на свет без понятий. Даже язык отцов и дедов они поначалу не понимают. Годы, не побоюсь этого слова, уходят на овладение им. От двух до трех. И читать эти невозделанные души тоже не умеют. Их этому учат уже окультуренные родители и школьные учителя. И вот когда учитель приходит в класс с «Родной речью» под мышкой, то, что в этом учебнике написано, большинству в классе совершенно не понятно. И учительница — за государственный, заметьте, счет — это большинство возделывает. На предмет различения букв и складывания из них слогов. Еще тот перформанс. Доходящий — через много лет и в отдельных случаях — даже до философии. Что чревато, как мы знаем, плясками в храмах и требует, в свою очередь, смены элит.

В общем, мысль Мединского и Ямпольской ясна. Возделывать надо с умом. Дать материально-техническую базу и «правильно сориентировать». А все остальные силы положить на то, чтобы дальше этого культурный процесс не пошел. Потому что не способствует развитие наук и искусств улучшению нравов. Все силы министерства культуры будут брошены теперь на консервацию заповедника дикой природы размером в немалую долю планеты. Недаром же Чаадаев говорил, что Россия должна преподнести остальному миру — со всякими там его Цицеронами — какой-то очень важный урок.