Дискуссия о чистописании набирает обороты в Европе. Вчера в газете Guardian опубликована колонка итальянского философа о пользе каллиграфии. Вот ее полный текст.

***

Недавно два итальянских журналиста написали статью на три страницы (увы, печатных) о потере навыка чистописания. Всем давно известно, что большинство детей разучились писать от руки из-за компьютеров и текстовых сообщений — разве что неуклюжими печатными буквами.

В интервью один преподаватель сказал, что ученики к тому же делают множество орфографических ошибок, хотя мне казалось, что это совсем иная проблема: врачи знают орфографию, а пишут неразборчиво; при этом можно быть экспертом в каллиграфии, но писать «guage» или «gage» вместо «gauge».

Я знаю детей, которые неплохо пишут от руки. Но в статье речь идет о 50% итальянских детей, так что, надо полагать, только благодаря судьбе мне посчастливилось встречать другие 50% (такое со мной бывает и на политической арене).

Трагедия началась задолго до компьютеров и мобильных телефонов.

У моих родителей был почерк с небольшим наклоном, потому что лист бумаги они держали под углом, и буквы получались — во всяком случае, по сегодняшним меркам, – малым произведением искусства.

В те времена некоторые (возможно, как раз люди с плохим почерком) говорили, что изысканное письмо — это искусство дураков. Ясно, что хороший почерк заведомо не означает рафинированный ум. Но читать записи и документы, написанные как подобает, было приятно.

Мое поколение приучено к хорошему письму; первые месяцы младшей школы мы проводили, выписывая очертания букв. Потом это занятие считалось тупым и гнетущим, но оно учило нас не шевелить запястьем, пока мы пером выводили буквы — округлые и выпуклые или тонкие и удлиненные. Хотя не всегда — потому что чернила, которыми мы пачкали парты, тетради, пальцы и одежду, часто превращались в омерзительную жижу, приставали к перу, на чистку которого уходило минут 10 пачкучей возни.

Перелом начался с появлением шариковых ручек. Первые шарики тоже были довольно неопрятными, и если, закончив писать, вы сразу проводили пальцем по последним словам, клякса была обеспечена. А люди все больше теряли интерес к красивому письму, поскольку с приходом шариковой ручки, даже чистой, в нем пропадала душа, стиль и индивидуальность.

Почему мы должны сожалеть об утрате хорошего почерка? Способность быстро печатать на клавиатуре стимулирует скорость мысли, а компьютерная проверка орфографии часто (хотя и не всегда) подчеркивает ошибки.

Пусть сотовый телефон научил молодое поколение писать «Where R U?» вместо «Where are you?», но давайте не будем забывать, что наши далекие предки были бы в шоке, увидев, что мы пишем «show» вместо «shew», или «enough» вместо «enow». А средневековые теологи писали «respondeo dicendum quod» («в ответ скажем, что»), что повергло бы в ужас Цицерона.

Искусство письма учит нас контролировать руки и развивает координацию руки и глаз.

В статье подчеркивается, что письмо от руки вынуждает нас сочинять целые фразы в уме прежде, чем записывать. Благодаря трению ручки о бумагу человеку приходится замедлять действие, задумываться. Многие писатели, даже привыкшие к компьютеру, иной раз предпочитают отпечатывать буквы на глиняных табличках, просто чтобы иметь возможность думать в состоянии более глубокого покоя.

Дети действительно станут все чаще и чаще писать на компьютерах и сотовых телефонах. Тем не менее, человечество уже научилось вновь находить удовольствие как в спорте и эстетике, в вещах, которые цивилизация давно устранила за ненадобностью.

Люди больше не ездят верхом, но ходят в школы верховой езды; существуют моторные яхты, но многие также преданы парусной навигации, как финикийцы 3000 лет назад; есть туннели и железные дороги, но людям все еще нравится ходить пешком и взбираться по альпийским тропам; некоторые коллекционируют марки даже в век электронной почты; и на войну армии идут с «калашниковыми», хотя мы и проводим мирные турниры по фехтованию.

Было бы хорошо, если бы родители посылали детей в школы чистописания, чтобы те могли участвовать в соревнованиях и турнирах — не только постигая азы красивого, но и для развития психомоторики. Такие школы уже существуют; просто поищите «школы каллиграфии» в Интернете. И, возможно, для тех, у кого твердая рука, но шаткий заработок, преподавание этого искусства станет хорошим бизнесом.

©(2009), Umberto Eco/L`Espresso. Distributed by The New York Times Syndicate