«Ростелеком» планирует в начале 2014 года запустить государственную поисковую систему «Спутник», сообщает газета «Ведомости». 

По словам собеседника издания в «Ростелекоме», поисковик, который будет находиться по адресу sputnik.ru, начнет работу в первом квартале 2014 года. Этот проект существует около трех лет, а его активная разработка ведется последние два года, за это время компания инвестировала в него 20 миллионов долларов. Разработкой системы занимается компания «КМ Медиа», которая была приобретена «Ростелекомом» в прошлом году.

Новый поисковик будет продвигаться на государственном уровне и устанавливаться по умолчанию в органах власти и госкомпаниях. Однако собеседники издания уверяют, что поисковик не будет предусматривать фильтрацию контента, а для его продвижения среди пользователей будут использованы стандартные рыночные методы.

Сейчас «Ростелеком» проводит собеседования с разработчиками «Яндекса» и Mail.ru Group.

О создании государственного поисковика в Кремле начали говорить в 2008 году, сразу после войны в Грузии. Тогда государство пришло к выводу, что поисковик можно использовать в качестве агрегатора нужных государству новостей. В том же году Алишер Усманов хотел приобрести долю в «Яндексе».

В начале 2011 года занимавший пост президента Дмитрий Медведев поддержал идею о создании российской поисковой системы, которая будет построена на основе русского языка. Медведев называл это вопросом национального престижа.

Антон Носик, стартап-менеджер, блогер:

Есть же закон Паркинсона, который гласит: все время и все деньги, которые выделены на функционирование госструктуры, будут успешно освоены. Если выделено двадцать миллионов, то эти двадцать миллионов были успешно потрачены, чтобы создать поисковик. До начала 2014 года им осталось время, чтобы отчитаться и этот поисковик предъявить. Наверное, они это сделают, и мы этот поисковик увидим. Но дальнейшая история неясна: кто  будет ходить по госструктурам и обязывать устанавливать этот поисковик и заставлять пользоваться им? Кто будет исполнителем проекта внедрения? Из каких бюджетов этот «внедрятель» будет питаться? И где у него те деньги, которые будут его мотивировать? Представьте, есть какое-нибудь министерство, у него есть специалист по IT и у него, в свою очередь, есть отношения с поставщиками железа, софта, он лицо, принимающее решения по определенного рода закупкам. Чем он тут мотивируется, понятно: выполнение обязанностей мотивируется зарплатой. Но вот как его мотивировать ходить по офисам и смотреть, каким поисковиком его коллеги ищут? Если бы мы говорили о частной компании, она бы искала инновационные подходы: она бы людей, отвечающих за это в госструктурах, вывозила на корпоратив на Средиземное море, дарила бы им подарки, записала бы их или их детей на какую-нибудь учебную программу — короче, нашла бы способ их умаслить, чтобы они за это в благодарность отчитывались о том, как они внедряют продукт на производстве. Но так же коммерсанты действуют, которые отчитываются за KPI. А особенности работы госструктур в том, что у них нет никакого KPI, кроме освоения денег.

Вспомните программу «Цифровая Россия»: освоены миллиарды рублей, куда они пошли — никто не знает. Полагаю, задача по внедрению и принуждению использовать в госструктурах государственный поисковик не проработана технически. Конечно, это было написано в плане в ответе на вопрос «Как мы сделаем эту машину популярнее Яндекса и Гугла?», для того чтобы им выделили государственные, не краснея. Но вообще-то «Ростелеком» — это открытое акционерное общество, это компания, у которой можно через суд потребовать финансового отчета. Что-то я до сих пор не видел ни одного сайта, который бы раскрутился благодаря поддержке на уровне государства.

Ася Мелкумова, пресс-секретарь компании «Яндекс»:

Ни генеральный директор, ни разработчики нашей компании не могут сейчас сказать ничего об этом поисковике, потому что его нет. Сейчас есть только слухи о том, что такой проект живет где-то в «Ростелекоме», и о том, что на него ищут людей. Если говорить о том, насколько сложно будет этому поисковику конкурировать с остальными, то отвечу: очень сложно. Сейчас и в России, и в мире работают сильные компании, которые занимаются современным поиском и развивают его, и это не столько вопрос больших инвестиций, сколько дело талантливой команды, которая много лет занимается решением задач. Чтобы повторить это с нуля, нужно было начинать 16 лет назад.