Что еще посмотреть на биеннале

О программе Третьей Московской биеннале рассказывают члены клуба «Сноб» — участники биеннале, знатоки современного искусства и арт-рынка

Иллюстрация: Иван Крохалев
Иллюстрация: Иван Крохалев
Жатва. 1940 г. Выставка «Кудымкор — локомотив будущего»
+T -
Поделиться:

Михаил Каменский

Ориентируясь лишь на тематические заявки и имена кураторов, я отмечаю очень приятную для меня тенденцию: наиболее продвинутые кураторы, галеристы и коллекционеры стремятся выстроить мост между современным искусством и художественным наследием. Поэтому выставку в фонде «Екатерина» непременно нужно посетить, чтобы лишний раз убедиться: современное искусство уходит своими корнями не в какие-то пустые философские построения современных концептуалистов, оно в самом деле связано с художественным наследием.

То же самое можно сказать и о выставке в галерее «Проун»  — это одна из немногих площадок, которая развивает данную тему полноценно, вдумчиво и на протяжении достаточно долгого времени, что и позволило ей выйти в группу лидеров современного искусства. Выставка «Кудымкор — локомотив будущего», которую делают Катя Деготь и Леонид Тишков о художнике Петре Ивановиче Субботине-Пермяке (с 27 сентября в галерее «Проун» на «Винзаводе»), — это интересный пример культурной игры.

Вообще все, что нас окружает, можно рассматривать с точки зрения теории игры. Любая инсталляция, любой видеопроект — это своего рода игрушка. Слово «игра» встречается в названиях нескольких выставок. Стоит обратить внимание на выставку «Не игрушки?!» в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Список участников и кураторов дает мне все основания предполагать, что это будет интересное мероприятие.

Конечно, любопытно посмотреть «Русское бедное» (на «Красном Октябре» с 25 сентября) — об этом столько писали, а мы этого еще не видели, потому что Пермь все-таки далеко. Кроме того, эта выставка обрела несколько мистический ореол: художники, которые туда летели первыми, могли попасть на другой рейс, и вся группа тогда бы погибла, но этого не случилось. В каком-то смысле это метафора. Современное искусство, к счастью, не погибло.

Наверняка интересно будет посмотреть выставку Михаила Гробмана «Метаморфозы коллажа» (с 27 сентября в ММСИ на Петровке). Это интересный автор, а Леля Кантор-Казовская — очень хороший куратор. Леля Кантор — носительница высокой московской культурной традиции, она дочь очень известного коллекционера Анатолия Михайловича Кантора, долгое время работала в Пушкинском музее, а после уехала в Израиль, и вот везет оттуда выставку Гробмана. Я убежден, что она нашла какие-то новые, свежие слова и мысли, раз выбрала для экспонирования Михаила Гробмана Московскую биеннале.

Я всегда люблю смотреть работы Андрея Бартенева. Это блестящий пример моей игровой теории современного искусства. Его проект называется «Скульптура-рукоход» (с 26 сентября в ММСИ на Петровке), и я предвкушаю что-то совершенно всевозрастное, веселое и красивое.

Есть такой русский итальянец Антонио Джеуза, который стал одним из лучших специалистов по отечественному видеоарту. Наверняка его проект «Видеоноты» заслуживает внимания (в Московском международном доме музыки с 28 сентября).

Еще хочу добавить то, чего не видел ни в одной программе. Владислав Мамышев-Монро в галерее Владимира Овчаренко «Риджина». На мой взгляд, это очень талантливый художник, и он не так уж часто выставляется. Обязательно посмотрите на его новые работы.

 

Мария Байбакова 

У меня в рамках биеннале откроются две выставки в Baibakov Art Projects. Одна — «Люк Тюйманс. Наперекор дню» (с 26 сентября), а другая — «Механика перспективы» американского художника филиппинского происхождения Пола Пфайфера — откроется месяцем позже, это один из последних вернисажей (с 22 октября). Специально для этого помещение будет полностью перестроено Катей Бочавар.

Все ждут нового уровня биеннале, так как появились новые хорошие площадки и программу формировали кураторы Жан-Юбер Мартен и Оливье Варенн. Мартен — идеолог, признанный гений, ну а Оливье — очень талантливый молодой куратор, он закупает искусство для Музея современного австралийского искусства и в курсе всего на свете, что касается искусства.

 

Евгений Митта 

Если люди хотят посмотреть выставку, то, пожалуй, крайне неудачное для этого время — вернисаж. Для светского общения — да, для встречи с друзьями и завязывания контактов — да, для тусовки — безусловно. Но для того, чтобы не самым профессиональным взглядом осмотреть выставку и составить о ней впечатление, хуже времени не придумать.

Так что я бы рекомендовал смотреть выставки не в день открытия, чтобы воспринять искусство в спокойном контексте.

Много интересного будет на «Красном Октябре». Тут и Люк Тюйманс, очень хороший живописец в Baibakov Art Projects (с 26 сентября), и в октябре будет Пол Пфайфер, американский художник, это надо посмотреть.

Тут же, на «Красном Октябре» — «Русское бедное» Марата Гельмана. Проект, который уже многие видели в Перми, надо обязательно увидеть здесь. Все художники, с которыми работает наша галерея, — вообще все лучшее, что есть в нашем искусстве.

В Доме Спиридонова будет выставка «Девушка, которая продала свою душу дьяволу и выиграла» Кристофа Бройха (с 15 октября) — это тоже интересно, такая пространственно-скульптурная инсталляция.

На «Фабрике» выставка «Интерпретация объекта в Московской концептуальной школе». Она может быть интересна скорее специалистам и тем, кто хочет больше узнать о концептуализме как таковом.

Выставка куратора Екатерины Деготь «Кудымкор — локомотив будущего» — это история про то, что было в начале века в художественной провинции. Про одного художника — последователя Малевича, уехавшего в Пермь. Это совершенно понятный проект для всех: и специалистов, и неспециалистов; я его видел в Перми, и это очень достойно.

Обязательно надо сходить на Олега Кулика в ЦУМ. Выставка называется «Пространственная литургия». Олег всегда интересно работает с пространством — думаю, получится что-то очень интересное.

Рекомендовал бы еще сходить на выставку «Товарищество "Искусство или смерть"» (с 22 сентября в ГМСИ на Гоголевском бульваре, 10). Это известная группа художников родом из Ростова: Валерий Кошляков, Авдей Тер-Оганьян и другие. Это будет точно интересно.

Ну и еще я бы отметил выставку, которая будет проходить в Библиотеке иностранной литературы — «Московское время. Памяти Дмитрия Александровича Пригова» (с 25 сентября). Куратор выставки — Виталий Пацюков, очень известный, авторитетный куратор. Что получится — не знаю. Но интересно, и я постараюсь побывать там.