Голландский рок-фотограф Гисберт Ханекроот шутит, что ему легче составить список музыкантов, с которыми он не успел поработать в 70-е, чем тех, кого он сфотографировал за время своей карьеры. «Мне очень жаль, что я не застал Элвиса, Джоплин, Хендрикса и “Мамас энд Папас” — к тому моменту некоторые из них уже умерли». Зато неоднократными гостями его студии были Мик Джаггер и Патти Смит, он снимал портреты Kiss, Боуи и Игги Попа с первых рядов концертов, а после выступлений его камера сопровождала их в гримерки и гостиничные номера. «Это было началом не только моей карьеры, — говорит Ханекроот. — 70-е — это эра, когда рок-звезды еще не были звездами, а все промоутеры начинали с нуля. Мы вместе строили эту индустрию». Легендарный фотограф, перед объективом которого создавалась история мирового рока, привез в Москву свою выставку «От Аббы до Заппы». Для участников проекта «Сноб» он лично провел экскурсию по экспозиции и рассказал, какими были артисты за кулисами рок-сцены.

История Ханекроота — мечта любого фаната. Ему довелось общаться с теми, кого сейчас считают идолами. Звезды знали его в лицо и при каждом появлении в гримерке начинали позировать. Но фотограф говорит, что к рок-индустрии он относился лишь как к работе и сам фанатом никогда не был: «Мне даже толком не удалось сдружиться ни с кем из музыкантов. Я всегда был поглощен съемкой и думал не о личности, которая передо мной, а о том, как бы сделать хорошую фотографию. Конечно, те артисты, музыка которых мне нравилась, на снимках получались удачнее остальных».

Несмотря на это, он вспоминает, что всегда чувствовал какую-то внутреннюю связь со своими моделями. Фотограф больше всего гордится серией закулисных портретов, где музыканты предстают перед нами без масок и рок-н-ролльного пафоса. Лу Рид — знатный бунтарь и грубиян — на его снимке расслаблен и дружелюбен, Элис Купер после концерта не стесняясь обнимается с горничными из отеля, а Джон Леннон с Йоко Оно ехидно рекламируют обложку новой книги на камеру. Вот Боб Марли, которого Ханекроот называет «черным Миком Джаггером», подпрыгивает на сцене, дергая себя за дреды, а Элтон Джон в ожидании выступления на телешоу, внимательно прочитывает контракт. «Изучение официальных документов всегда было его любимым занятием», — вспоминает фотограф.

Ханекроот работал для известных голландских музыкальных изданий — OOR, Nieuwe Revu, Margriet, Viva — делал репортажи с концертов, интервью и пресс-конференций, а позже начал приглашать звезд в свою студию для персональных съемок. На выставке собраны 90 фотографий: 70 специально отпечатанных классических портретов и 20 винтажных снимков, которые были проявлены и опубликованы в журналах на следующий же день после съемки.

«Фрэнк Заппа чуть ли не единственный из знакомых мне музыкантов, кто любил давать интервью, — вспоминает Ханекроот, проходя мимо его портрета. — По сравнению с “Аббой”, которые терпеть не могли прессу, он мог часами просиживать с журналистами».  А Мик Джаггер, по его словам, лишь играл роль Мика Джаггера: «В жизни он был простым веселым парнем, но, как только появлялись камеры, он надевал маску звезды и начинал позировать».

Евгения Елфимова признается, что ее поражает бешеная энергетика того времени: «Мне безумно интересно разглядывать эти атмосферные фотографии, но сама я в 70-е жить бы не смогла». Яна Мельникова говорит, что тоже не хотела бы там оказаться: «Здесь и сейчас как-то спокойнее, а секс, драгз и рок-н-ролл при желании можно найти и в 2013-м».

Сам Гисберт Ханекроот музыкальной фотографией больше не занимается. Сейчас он переключился на документальную и стрит-фотографию: «Музыканты моего поколения либо умерли, либо состарились, и поэтому больше не выступают. А те, кто продолжает  ездить в туры, делают это лишь ради денег. Не вижу смысла сегодня их фотографировать, время уже не то, и я не хочу разочаровываться».