Михаил Дворкович: Из-за «Почты России» в стране нет малого бизнеса
Сергей Гуриев, президент Центра экономических и финансовых исследований и разработок РЭШ:
Наше место в рейтинге Doing Business-2014 — это большой успех. Это, в первую очередь, признание заслуг московского правительства, потому что рейтинг Doing Business составляется по результатам оценок бизнес-среды в крупнейшем деловом центре страны.
Россия была бы замечательным местом для бизнеса: низкие налоги, потенциал роста, большой потребительский спрос — все это факторы, которые привлекают инвесторов. К сожалению, многие инвесторы боятся делать бизнес в стране, где нет независимой судебной системы и нет базовых политико-правовых институтов. Ведению бизнеса в России мешает коррупция, отсутствие защищенности прав собственности, отсутствие независимой и эффективной судебной системы.
Михаил Дворкович, бизнесмен:
Я не склонен доверять международным рейтингам, потому что зачастую они ангажированы их составителями и даже отдельными государствами. Россия могла бы занять куда более высокую позицию в рейтинге качества институтов для ведения бизнеса. Другой вопрос — какого бизнеса. У нас в стране не развит малый бизнес. Во-первых, по причине отсутствия достаточной инициативности у людей, а во-вторых, из-за «Почты России». Во всем мире малый бизнес развивается за счет интернет-торговли и хорошо работающей почты. Что касается крупного бизнеса, то у него как не было глобальных проблем в девяностые, так нет их и сейчас. Крупный бизнес решает свои проблемы на уровне органов государственной власти.
Средний бизнес лишь начал зарождаться в нулевые годы, десять лет — это не срок для полноценного развития. Неправильно говорить, что государство что-то недодает, это дорога с двусторонним движением. Лет через пять ситуация сама выровняется, и мы поднимемся на первые места рейтинга. А лучше даже не этого рейтинга, а по каким-то своим внутренним понятиям. Международному рейтингу доверять неправильно.
Вадим Дымов, бизнесмен:
Один классик сказал: «Все, что меня не убивает, делает меня сильнее». А второй добавил, что слабые уйдут, а сильные станут еще сильнее. А мне, как пока еще не классику, остается только быть более умелым и более настойчивым, понимая, что в таких условиях оказались мы все. Мне в России делать бизнес ничего не мешает. Я, наоборот, считаю, что здесь возможностей хоть отбавляй. Мы, предприниматели, стремимся к поднятию России наверх в рейтинге — говоря иначе, стремимся сделать жизнь людей комфортнее и позволить им заниматься тем, чем им хочется заниматься.
В России нет устоявшейся деловой традиции, поэтому первое поколение предпринимателей и формирует все эти стандарты. Мне очень нравится, что я отношусь к той части людей, которые придумывают условия игры. Если ты человек рассуждающий и думающий, если хочешь что-то изменить, то ты можешь далеко пойти, попасть в любую комиссию и экспертную группу. Здесь все новое и все на руку. Ну, а что нам все-таки мешает — это, конечно, коррупция.
Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково»:
Благодаря настойчивости людей из правительства Москвы, из Министерства экономического развития, из предпринимательских объединений Россия поднялась в списке на 20 позиций. Конечно, это совершенно не предел мечтаний, середина этого списка далеко не самая почетная. Нужно продолжать в том же духе, снижать барьеры. Понятны проблемы, понятно, что нам удалось сделать, а что — нет. По-прежнему основная проблема: очень трудно получать разрешения на строительство. Вот этим и надо заниматься. И не только ради рейтингов, а ради реального улучшения ситуации.
Алексей Карахан, член правления финансовой корпорации «Открытие»:
Я лично не верю рейтингу Doing Business, как, впрочем, и другим международным рейтингам, в которых Россия занимает достаточно низкие места. У нас есть разные проблемы, но когда в этом рейтинге Казахстан занимает 50-е место, а Белоруссия — 63-е, возникает ощущение, что Doing Business основан на какой-то другой реальности. Я не очень понимаю, как Белоруссия, в которой капитализм до сих пор не утвержден как общественно-экономическое устройство общества, опережает нас на 30 позиций. Кроме того, наши «партнеры» по БРИК располагаются еще ниже. В этом же списке Китай находится на 96-м месте, Бразилия — на 116-м, а Индия — на 134-м. Может, позиция России не такая уж и плохая.