Вадим Рутковский: Римский фестиваль. Израильские террористы прикрываются Путиным
Самая непредсказуемая и интересная секция Римского фестиваля — программа CinemaXXI, изобретение куратора Марко Мюллера, уничтожающее границы между кино и contemporary art'ом
«Такие произведения в музеях надо показывать», — проворчит ретроград. «А мы там и показываем», — будет ему ответ. Основная площадка конкурса CinemaXXI (то есть и «Кино XXI века», и «Чинемакси») — построенный Захой Хадид центр современного искусства MAXXI. Его белые стены-волны уравнивают в правах кино и совриск.
Кадр из фильма «Непал форева»
Кадр из фильма «Непал форева»
Кадр из фильма «Непал форева»
Впрочем, авторы, собравшиеся в этой прекрасной утопической программе, границ в творчестве не признают и на критические потуги все разложить по полочкам не ведутся. Идеальный участник «Чинемакси» — «Непал форева» Алены Полуниной, некогда блистательной журналистки (мы вместе и счастливо работали в журнале «ОМ»), легко распрощавшейся с журнальным глянцем ради авторской документалистики. «Непал» лишь формально документальное кино, в котором Алена вывозит Сергея Малинковича и Виктора Перова, дуэт комичных лидеров партии «Коммунисты Петербурга», в Непал, на рандеву с тамошними единомышленниками. Это и приключенческий фильм, и фильм-приключение, запечатленная авантюра, которую мог бы сопровождать отдельно изданный каталог. Годится ли «Непал» для демонстрации в музеях? Да, как документация антропологического эксперимента и пример веселой политической игры. Подходит ли он мультиплексам? Уверен, тоже да: при всей необычности это полноценный фильм с незаурядным коммерческим потенциалом — и сатирическая комедия, и экзотическое кинопутешествие, и душевное buddy movie (я уже и забыл, но вот независимые источники напомнили, что сразу после просмотра — еще прошлой зимой — я назвал героев «Винни-Пухом и Пятачком под красным флагом»).
Кадр из фильма «Бермингемский орнамент-2»
Кадр из фильма «Бермингемский орнамент-2»
Кадр из фильма «Бермингемский орнамент-2»
Другой российский конкурсант — «Бирмингемский орнамент — 2» (первую часть Марко Мюллер показывал еще в венецианских «Горизонтах»), ироническое и политическое видеоупражнение кинематографиста Андрея Сильвестрова и художника Юрия Лейдермана. «Атлас» — образец не столько кино, сколько ожившей живописи и пластической поэзии.
Кадр из фильма «Атлас»
Кадр из фильма «Атлас»
Кадр из фильма «Атлас»
Это дебют выдающегося французского фотографа (или — здесь уместнее будет старинное определение его профессии — светописца) Антуана д'Агата: он своей камерой обнаруживает красоту в маргиналиях, грязной жизни проституток и наркоманов всей планеты. А португалец Марко Мартинш сделал новый фильм «Двадцать-один-двенадцать: День, когда не наступил конец света» в соавторстве с художником Микеланджело Пистолетто, чья выставка в конце нулевых проходила в ГЦСИ.
Там же, в ГЦСИ, совсем недавно показывали несколько работ едва ли не самого наглого артиста наших дней, израильтянина Роее Розена (о чем мы своевременно сообщали). В Рим Розен привез фильм «Видео "Погребенных заживо"». Зрители ГЦСИ и читатели «Сноба» уже знают, что Розен обожает мистифицировать публику, выдавая придуманных персонажей за настоящих. Новая работа объединяет архивы арт-террористической группировки «Погребенные заживо», все члены которой — выходцы из СССР. В фильме-конкурсанте собрано несколько видеозаписей «ПЗ», в трех из них (по отдельности уже показывавшихся на разных выставках) заложники «ПЗ» рассказывают исторические анекдоты. Первые «жертвы» — лидер творческого объединения «Левиафан» Михаил Гробман и его жена Ирина Врубель-Голубкина, редактор журнала «Зеркало»: под дулами автоматов эти достопочтенные и абсолютно реальные люди читают с листа «в форме диалога» анекдот об императрице Екатерине Великой, славившейся своими сексуальными аппетитами, надоевшем ей любовнике Понятовском, уставшем слизывать конскую сперму с царского бедра, и екатерининском наперснике Григории Потемкине.
Кадр из фильма «Видео «Погребенных заживо»
Кадр из фильма «Видео «Погребенных заживо»
Кадр из фильма «Видео «Погребенных заживо»
Второй анекдот звучит на фоне плаката футбольного клуба «Зенит» и террориста в красном платье, рыжем парике и маске с лицом Путина (к отбывающему третий президентский срок политику Розен вообще неравнодушен: вот, например, свежий его проект «Ночь Владимира»). Рассказывает его палестинец Скандар Копти, сорежиссер отмеченного в Канне и номинированного на «Оскар» фильма «Аджами», — тоже настоящий человек, а не выдумка! Копти достался самый сложный и длинный — о святых, обсуждающих во времена реформ патриарха Никона мистический смысл диагональной перекладины на распятии. До чего они договорились, у меня рука не поднимается написать, но третий анекдот (он вложен в уста искусствоведа Яира Гарбуза) коротко перескажу, чтобы дать полное представление об отвязанности арт-беспредельщика Розена. В этом «анике» честный еврейский доктор Ефим, приговоренный Сталиным к расстрелу, уже у стенки впервые в жизни обращается к Богу и молит его — не ради себя, но ради жены и ребенка — совершить чудо. И чудо произошло: слон с двумя хоботами родился в Сенегале. Кроме анекдотов, в фильме есть эксперименты по оживлению предметов потребления — утюгу посвящена целая мини-опера: «Все знают, как становится горяч твой низ, как только нажимаешь кнопку!.. Силой-силушкой живой наполняйся, утюжок! Шевелись и задыши, как пирожок! Ну пожалуйста, попробуй, утюжок!»
Конечно, не все фильмы в «Чинемакси» такие же дикие — их (коротких и полнометражных) тут за 50, часть заступает на другую некинематографическую территорию — театр.
Кадр из фильма «Страх падения»
Кадр из фильма «Страх падения»
И самый добротный и консервативный из них — «Страх падения» Джонатана Демме, автора, на минуточку, «Молчания ягнят», сознательно поставившего крест на голливудской карьере. Он экранизирует спектакль Андре Грегори по ибсеновскому «Строителю Сольнесу» с Уоллесом Шоном в главной роли. Картина трогательно посвящена Луи Малю, некогда превратившему в фильм «Ваня на 42-й улице» спектакль Грегори и Шона «Дядя Ваня».
А открылись «Чинемакси» документальным фильмом Винченцо Марры «Администратор», и эту картину, в которой ничего революционного нет, тоже с полным правом можно отнести к самому актуальному кино ХХI века.
Кадр из фильма «Администратор»
Кадр из фильма «Администратор»
Герой Марры Умберто Монтелла занимает в неаполитанском кондоминиуме должность, аналогичную нашим начальникам ЖЭКов; чуть ли не единственный его кинематографический родственник — персонаж Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки», не в чести жилищно-коммунальное хозяйство у кинематографистов. Потому что рутина, череда бытовых дрязг, денежных недоразумений и соседских распрей. Не героический какой-то герой выходит. А у Марры очень даже, стоик и подвижник, положивший жизнь на примирение соседей и решение бесконечных некиношных проблем, не растерявший энергии даже после тяжелой операции — Умберто оттяпали часть пораженного опухолью кишечника. Это фильм об обычных людях, от которого невозможно оторваться: потому что не бывает ординарной жизни, если за камеру берутся неординарные режиссеры.