Пауэлл Мартин, руководитель отдела городского развития в экспертно-консультационном центре «Кристалл» компании Siemens (Великобритания):

Большинство мировых мегаполисов страдают от схожих проблем: перегруженность центра, пробки, плохая экология, — но решать их везде приходится по-разному. К каждому городу нужен свой индивидуальный подход. И для Нью-Йорка, и для Лондона, и для Москвы очень актуален вопрос, как сделать город более «упругим», чтобы он мог пропускать большее количество людей и при этом не наносил вреда своим жителям.

Ведь москвичи хотят обычных вещей: просторных улиц, больших домов, надежного транспорта, доступа к зеленым зонам. Лучшего качества жизни. Это базовые вещи.

По какому пути может пойти Москва? У нее, безусловно, должен быть свой путь, но Великобритания может стать отличным примером: в восточном Лондоне мы создали «зеленую зону» с налоговыми преимуществами для эко-бизнесов, хорошей инфраструктурой и общедоступными зелеными пространствами.

Новая Москва — нелегкий, но очень разумный выход из положения. Перенос административного центра на периферию поможет застраховать город от дальнейшей «перегруженности». Другие мегаполисы еще не пробовали такую сложную тактику, так что в этом смысле Москва лидирует. Посмотрим, что из этого получится.

Я бы мог жить в Москве, но у меня жена и четверо маленьких детей. Им нужен просторный сад, где можно побегать, или хороший парк поблизости.

Мне нравятся большие открытые московские проспекты. Но здесь необходимо наладить новую систему общественного транспорта. Проблему пробок можно частично решить, например, путем взимания налогов с владельцев машин и инвестирования их в развитие общественного транспорта.

Ясуси Аояма, профессор университета Мейджи, доктор политологии, бывший вице-губернатор правительства метрополии Токио (Япония):

В Японии сейчас очень распространена периферийная миграция: люди переезжают из региона в регион, частные бизнесы переезжают в регионы. Большинство инвестиций национальное правительство направляет именно туда — на развитие сельского хозяйства, хотя мегаполисы, в том числе и Токио, нуждаются в бюджетных средствах не меньше. Так что для нас больше актуален вопрос, как сделать так, чтобы людям было комфортно и выгодно переселяться в центр.

Когда-то в Японии предлагали перенести столицу в другой город, но жители Токио яростно запротестовали. В центральной части нашего города сконцентрировано уникальное культурное и историческое наследие. Для нас важно сохранить именно эту атмосферу, а не только административные здания.

В Москве вопрос перегруженности стоит в разы острее, чем в Токио. У вас, чтобы добраться от центра города до аэропорта, нужно три часа. Это безумие. Москва и Токио имеют схожую инфраструктуру: в Токио, например, 11 транспортных колец. У Москвы их пока что три, но в этом плане ваш город имеет большой потенциал. Москва должна строить больше кольцевых дорог. Думаю, именно это поможет решить проблемы с пробками.

Ума Адусумили, глава Департамента планирования в Управлении регионального развития метрополии Мумбаи (Индия):

Если посмотреть на инфраструктуру индийских городов, то технически она не так хорошо развита, как в Европе или России. У нас плохие дороги, но нужно отметить, что люди передвигаются по ним с удовольствием. У них нет денег, они ездят на разваливающихся машинах, на улице ужасная жара, но, несмотря на все это, они улыбчивы и приветливы друг с другом. Если вы зайдете в общественный транспорт, то уже через пять минут кто-нибудь начнет с вами разговаривать.

Основная проблема Индии в том, что люди не доверяют правительству: все политики и общественные деятели рассматриваются у нас как коррупционеры, которые ничего полезного не делают.

Когда государство удовлетворяет базовые потребности населения, то от самих горожан начинают исходить низовые инициативы. У них появляется мотивация самим что-то делать и что-то менять. Но пока у нас в стране люди голодают, власть не имеет права требовать от них какой-либо активности.

Москва для меня очень удобный город, потому что мне не приходится здесь пользоваться общественным транспортом. А еще здесь достаточно безопасно: ночью я могу одна спокойно ходить по городу. В Индии я об этом и мечтать не могла.

Но хочу сказать, что к иностранцам у вас относятся с недостаточным вниманием. Обслуживающий персонал в ресторанах почти никогда не говорит по-английски — зачастую они даже не понимают слово «молоко». В Мумбаи в любой, даже самой маленькой лавке перед товаром стоит табличка с описанием на 14 языках. И это обязательно. Если пойти в туристический район, даже самый необразованный рикша будет говорить на 10-14 языках. Ведь это его бизнес, и он подходит к этому с ответственностью.