Экскурсия по главным площадкам Московской биеннале
Игорь Гурович, который пришел в «Проун» вместе с женой, признался, что ненавидит шумные открытия и за последнее время побывал лишь на одном — открытии выставки детской студии «ДЭЗ №5».
После «Проуна» все отправились в соседнюю «Айдан-галерею». Елена Яцура сниматься отказалась, но рассказала, что является горячей поклонницей современного искусства. Правда, до покупки какого-нибудь произведения пока не дозрела.
Следующим — и последним — пунктом программы «Винзавода» была выставка мастерской Van Lieshaut под названием «Город рабов». На двух этажах цеха Белого представлена модель утопичного города будущего, в котором человек является лишь объектом извлечения рабсилы и дальнейшей переработки. На верхнем этаже — модель собственно города. Внизу — огромный цех, в котором человеческие тела перерабатывают на энергию, газ и даже еду.
Затем членов клуба погрузили в большой туристический автобус и повезли на «Красный Октябрь», где в Baibakov gallery на днях открылась выставка Люка Тюйманса. Экскурсантов встретила Мария Байбакова, которая восторженно и четко рассказала, о чем, собственно, выставка и что же хотел сказать художник. Оказалось, что название выставки — «Наперекор дню» — созвучно названию романа американского писателя Томаса Пинчона, истории общества с тотальным контролем.
Многих членов клуба впечатлил дикторски четкий голос Байбаковой, ее манера рассказывать и объяснять — как у заправского экскурсовода. Я спросила у нее, не ходила ли она на занятия по ораторскому искусству.
Из галереи Байбаковой мы тайным ходом прошли в соседнюю галерею Гельмана, которая представляет на биеннале выставку «Русское бедное» — наш ответ итальянскому Arte Povera. Впервые «Русское бедное» было экспонировано год назад в Перми.
Гости разбрелись по залам. Через несколько минут Илья Шершнев подошел к Марии Байбаковой и заметил: а тут поживее, чем у тебя, уж извини. Байбакова не стала отпираться.
Наибольшее впечатление на гостей произвела работа Златы Понировской «Роботы» — механические фигурки, которые рычали, пищали и играли музыку, стоило до них дотронуться.
Следующей на очереди была инсталляция Олега Кулика «Москва. ЦУМ». После того как гости самостоятельно прошли часть инсталляции...
...художник появился перед экскурсантами весьма неожиданным образом.
Я спросила у Кулика, какие именно ощущения должно в идеале вызвать путешествие по его инсталляции, на что это может быть похоже.
Наконец подошла очередь «Гаража» и выставки «Против исключения» — проекта Жана-Юбера Мартена. Члены клуба пытались кормить хохлатых кур, сюсюкали с гигантскими тараканами, а также с интересом заглядывали в мусорные баки.
Юрий Аввакумов сразу же отделился от коллектива и бродил в одиночестве. Оказалось, он уже видел выставку, а пришел ради того, чтобы побродить по ночному музею, — однажды ему это уже удалось.
Закончилась экскурсия сильно заполночь. Усталые, но довольные члены клуба «Сноб» отправились по домам, насмотревшись на современное искусство на год вперед.