Андрей Бильжо сделал для этой выставки кровать со «спящей красавицей». Надувная кукла лежит в специально сделанном для нее парнике, на постели с рисунками Бильжо. Художник рассказал, что парник, хоть и называется мобильным, был самой трудоемкой частью инсталляции: собирать его было очень тяжело — Бильжо помогали пятеро друзей, а заняло это в общей сложности девять часов. Парник собрали за два дня до открытия выставки, а красавицу привезли за час. Покупали эту куклу в специализированном магазине, причем сам Бильжо постеснялся ее покупать — послал в секс-шоп водителя. Стеснялся этой куклы не только Бильжо: по просьбе префектуры Юго-Восточного округа, которая очень переживала за психику детей, художнику пришлось прикрыть наготу девушки листочкoм. Бильжо говорит, что не очень расстроится, если куклу украдут: «если ее стащили — значит, она кому-то понадобилась, человеку будет радость».

 

На выставке можно было поесть настоящего шашлыка, приготовленного на кровати-мангале, на другой кровати можно было завязать ленточку и загадать желание, дети с удовольствием раскрашивали машинки, расставленные вокруг кровати-стоянки. Самой большой популярностью пользовалась кровать-машина — из людей, желающих посидеть на ней и подергать рычажки, выстроилась целая очередь.

Спальные районы у большинства людей ассоциируются в основном с одинаковыми унылыми новостройками, где о современном искусстве слыхом не слыхивали. Улица Краснодонская производит именно такое впечатление — там типичные серо-желтые многоэтажки и уродливый белый бетонный забор. Следуя теме Московской биеннале «Против исключения», организаторы решили показать, что современному искусству есть место везде и не стоит исключать спальные районы из культурной жизни города. Выставка «Спальный район» — самая удаленная от центра площадка биеннале. Несмотря на тему и призыв организаторов, многие авторы до этого никогда не слышали об улице Краснодонской. Евгений Асс, пришедший на выставку вместе с Андреем Бильжо, не смог вспомнить, когда последний раз бывал в спальном районе, а о существовании станции «Волжская» он до сих пор даже не подозревал:

Бильжо тоже признался, что не побывал бы на Краснодонской улице, если бы не участие в проекте, хотя спальные районы для него не экзотика.

Посмотреть на кровати пришло довольно много людей, вдоль белого бетонного забора ходили и местные жители с колясочками, и сами художники, и их друзья. Евгений Асс считает, что важен сам факт существования этой выставки: «В Москве вообще нет темы уличного искусства, тем более современного. Скопление народу здесь показывает, что это правильная идея — людям это интересно».

P.S. И уже непосредственно в момент подготовки этого материала Андрей Бильжо сообщил свежие новости: только что ему позвонили из префектуры Юго-Восточного округа и сказали, что если «развратную девушку» не уберут, префектура снимет свою охрану со всей выставки. Чтобы не подставлять друзей и коллег, он принял решение пожертвовать надувной красавицей.

 

Тата Зарубина