114925просмотров

Михаил Эпштейн: 
Дары волхвов — средневековая подделка

Очередь в храм Христа Спасителя растянулась на два километра. В Москву прибыли Дары волхвов — христианская реликвия впервые в истории покинула Афон. За три дня храм посетило 130 тысяч человек. Почему все эти люди готовы отстоять девять часов, чтобы поклониться кусочкам золота, ладана и смирны? Об этом «Снобу» рассказали религиовед Николай Шабуров, философ Михаил Эпштейн, психотерапевт Лев Щеглов и другие

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Владимир Сарабьянов, реставратор, член Патриаршего совета по культуре:

Дары волхвов — объект не культурный, но религиозный. Это не произведение, не изделие, это вещество: золото, ладан и смирна. Поэтому относиться к Дарам волхвов как к артефакту неправильно. Почему люди готовы стоять к ним в очереди с детьми и с колясками? Просто людям надо чему-то поклоняться, и некоторые не очень-то думают, чему именно они поклоняются.

В христианском мире существуют безусловные святыни, достойные поклонения, но Дары волхвов к ним не относятся. Я к этим предметам настроен весьма скептически. Огромное количество святынь имеют материальную историю, мы можем проследить их возникновение, бытование в раннехристианские времена — это мощи святых и, скажем, Спас Нерукотворный, который хоть и утерян, имеет достаточно известную историю. Но очень трудно представить, как Дары волхвов могли сохраниться в реальности с тех самых древних времен. Все мы прекрасно знаем, что и в Средние века, и ранее, и позже реликвии являлись объектом не только поклонения, но и спекуляции, торговли и обмана, и тому масса примеров. Поэтому я и разделяю для себя реликвии на несомненные и сомнительные.

В том, что волхвы принесли дары, никто не сомневается. Они отдали их нищей семье с младенцем на руках — наверняка эти дары были как-то употреблены. Представьте, в каком материальном положении находилось Святое семейство, бежавшее в Египет без средств к существованию. Трудно представить, что они носили Дары как реликвию. Для них Дары не были святыней — они сами были святыней, и они это осознавали.

Многие осудят мои слова, но Спаситель сказал: «По вере вашей да будет вам». Это значит, у каждого вера своя, и своя мера этой веры. Нельзя всех равнять под одну гребенку и считать, что, если человек верит в чудотворную икону, он должен верить и во все остальное. Дифференциация в нашей религии существует, этим христианство и привлекательно.

Николай Шабуров, директор Центра изучения религий РГГУ:

Цифры посещения рождественской службы стабильно низки: примерно 2% населения. Людям не нужны традиционные церковные службы, все хотят чуда. Значительная часть ищет в религии какую-то магию, что-то, что может исцелить и помочь конкретно. Мне эти процессы не до конца понятны, потому что очень сложно рационально анализировать иррациональное. Но такая архаизация видна сейчас во всем: в общественной морали, в политике, в идеологии. Одна из причин — нестабильная ситуация в обществе.

Михаил Эпштейн, философ, литературовед:

Дары волхвов — это, скорее всего, средневековая подделка. Нет ничего плохого, чтобы выставить на всенародное обозрение такую вещь. Может, кому-то она доставит утешение, но благоговение перед этим, искусственно нагнетаемое, не способствует укреплению авторитета церкви в глазах общества. Этот магизм присущ даже монотеистическим религиям, а в православии представлен особенно наглядно. Речь идет о вере в чудо, но это никак не состыкуется с задачами церкви, которая должна в первую очередь работать над людьми и своим собственным состоянием.

Лев Щеглов, психотерапевт, ректор Института психологии и сексологии:

Пусть верующие не обижаются, но все это напоминает Чумака с его заряженной водой и Кашпировского, который всех лечил через телевизор. В таких процессах большую роль играют механизмы истеричности. Людям в той или иной мере свойственно желание чему-то поклоняться, что-то наделять особенной магической сакральной значимостью и ждать от чего-то чуда. Формы поклонения могут быть какими угодно. Это явление известно ровно столько, сколько существует человек.

Наше общество сегодня растеряно. Даже те, кто искренне считает, что власть у нас замечательная, по сути в нее не верят. Люди верят в тайные личные мотивы, обогащение, воровство, сговор.

У многих треснули глубинные семейные и дружественные отношения. Общество не только растеряно, но и инфантилизировано. Все это накладывается на контекст псевдорелигиозности — истинная вера не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас, ни с агрессией, ни со злобой, ни с навязыванием мнения.

Вячеслав Тарасов, врач-психиатр:

Покрутиться там, свидетельствовать себя, выложить потом фотографию в инстаграм — дань моде. Есть модные рестораны, модные кинотеатры, модные тусовки. Православие занимает в сознании людей то же самое место. Большинство людей очень лениво и делать что-то для своего благополучия не хочет. Намного проще поклониться некому символу, иконе или поясу, чтобы решить свои насущные проблемы. Зачем работать каждый день и самосовершенствоваться? Можно попросить чуда.

Очередное проявление мракобесия: наука уходит на второй план, зато все, что является чудесным, внезапным, потусторонним, иррациональным, в большой моде. Чтобы понимать абсурдность всего этого явления, нужно уметь думать, а не потреблять информацию. А вера не подразумевает размышлений, никаких затрат не нужно. У нас сейчас общество ultrallight: попроще, покороче, подоступней.

Юрий Савенко, президент Независимой психиатрической ассоциации России:

Религиозное чувство очень глубоко коренится в людях, и даже атеисты на самом деле остаются людьми верующими, просто им заменяет религиозную веру что-то другое. Чувство совести и чувство священного — два истока любой веры. Священные предметы есть у каждого — это, например, фотографии отца и матери, которые нами сакрализуются. Это очень сильные вещи, и ими всегда можно пользоваться во благо, но религиозные войны — самые страшные.

Вредно, опасно стоять в такую погоду в очереди к Дарам волхвов, а стоят. Одни на этом энтузиазме вопреки погодным условиям даже здоровее будут, другим это может навредить. Ничего удивительного в этом нет — наоборот, можно восхищаться, что в людях сохранилась вера после ее затаптывания в течение семидесяти с лишним лет.

Невозможно объяснить, как люди на своем энтузиазме могут стать здоровее, несмотря на то что очередь стоит на холоде, а потом все целуют ларец со святыней в одно и то же место. Мы просто снимаем шляпу перед фактами: да, некоторые люди делают все это и не заболевают. Это и парадокс, и результат действия бытовой иммунизации у тех людей, кто рос и развивался в постоянном соприкосновении со всеми вредностями окружающей среды, а не в оранжерейных условиях.

Читайте по теме:

7 selfie из очереди к Дарам волхвов

Читайте также

Комментировать Всего 20 комментариев

Во! Даже простое наблюдение экспонатов создаёт квантовые эффекты Веры и Безверия. Мнения экспертов напоминают мысленное расширение истории с котом Шредингера: в ящике сидит живой кот, а также там есть, скажем, наблюдатель, который на частицу со спином вверх разбивает капсулу с ционидом, и кот умирает раньше чем открыли ящик.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Ирина Столярова

А вот мне кажется, что нет там никакого Шредингера, котик давно умер, но это не проблема - ведь можно помолиться и на его мощи.

Смысл молитвы в том, чтоб найти присутствие Кота и наслаждаться Им в Его присутствии.

:))

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Евгений Берг

Подделка не подделка, сие ерунда... Тут вопрос символа веры...

Вера сама по себе творит чудеса... (и  тут без разницы во что верить...)

А плюс религии и ее символов в том, что она позволяет уцепится человеку за них, создать символ веры и открыть в нем источник внутренней силы....

Современный мир превратился в редкостное дерьмо, и возможно, религия и вера, это осталось одним из того немного, что радует этих людей, то в чем они ищут поддержку и решение своих проблем... 

НУ так собственно, пусть и радуются.... жалко что ли...

"Подделка не подделка, сие ерунда... Тут вопрос символа веры..."

Дмитрий, а причём тут "символ веры"?

Вопрос может быть в том, пришел символ из Ветхого Завета или - из Нового. А вместе с символом Веры пришла ли та или иная святыня, в том числе, и дары волхвов? Разница между терновым венцом Спасителя и терновым венцом с белого ягненка - это также вопрос символа Веры. :))

"Современный мир превратился в редкостное дерьмо"

Дмитрий, а какой из прошлых миров был (с Вашей точки зрения) лучше современного? Как и по каким параметрам Вы их сравниваете?

Степан, отвечу одним ответом на оба вопроса

1) мир особо никогда не был нормальным, но были узкие периоды когда было неплохо. Неплохо это тогда, когда у людей появляется место для целей и их реализаций/// Плохо когда все кончается и начинается тупое серое существование без всяких перспектив///

И это не обязательно касается всех, эти периоды могут быть индивидуальны. Но в современной экономической парадигме места нет у очень большого количества людей, и все они ищют себе чем заполнить свою душу -- это и религия, и игры, и всяческие развлечения и тд/// Душа не может быть пустой, ее надо чем нибудь заполнить.

2) символ веры --- это такая штука, за который душа человека может зацепиться и тупо поверить//// это может быть талисман, святая вещь, подарок мамы, счастливая бандана, любимая табуретка и тд ===== это то за что можно уцепиться и поверить в чудо///

Степан, я думаю, что мир и раньше был не лучше, только мы об этом не знали в силу неразвитости телекоммуникаций.

стольно шума из ничего..."За три дня храм посетило 130 тысяч человек..."

 ...но за три дня на матчах Спартак-Торпедо, Спартак-Зенит и Спартак-Динамо в свое время бывало до 300 тыс чел и что?.. каждому свое ...

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff, Дмитрий Литвин, Сергей Любимов, alla fleming

По моему мнению значительная часть истории Христа - средневековая подделка. Радиоуглеродный анализ той же плащаницы покалаз, если не ошибаюсь, 6 век н.э.

Полностью согласна с Михаилом Эпштейном! Народ у нас все-таки не в себе. Большинство верующих нуждается в полноценной психиатрической помощи.

А мне жаль людей, которые отстояли часов восемь в очереди, еще часа четыре всего оставалось - ан нет, ХСС закрыт, рабочее время иерархов кончилось. Приходите завтра. Вот где цинизм откровенный.

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Литвин, Iouri Samonov, Сергей Кудаев, alla fleming

Действительно - перетрудились иерархи...

Не то что в свое время просмотр останков Ильича был организован...меня туда беспартийные родители отвели однажды ребенком, еще когда усатый рядом лежал в стеклянном гробу...вот это реликтовые экспонаты были! Любопытно, сколько из 110 млн чел побывавших там теперь пришли посмотреть на дары...

да уж "качнувшись влево, качнется вправо"...

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Литвин, Сергей Любимов

А я так и не понял, кстати, почему не сделали посещение круглосуточным? Это ж не метрополитен какой-нибудь, где нужно и техническую работу успеть провести за ночь.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, alla fleming

Заказывали литургию, получилась летаргия.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, alla fleming

Мое мнение о христианской вере

История Христа -- это история человека, который сказал нечто, что будет правильно и полезно, если интерпретировать его слова в контексте принципа взаимовыгодного сотрудничества, "тебе лучше -- мне лучше", то есть, признание уникальности каждого человека, защиты его прав и свобод, и его персональной ответственности за свою судьбу. Христос безусловно подчеркивал каждого ценность человека, независимо от статуса и сословия, и ценил их по их делам, объяснив людям, что такое преступление. В этом глубокая непреходящая ценность учения.

А вот коленопреклонение, освящение рабства, церковь как институт, и ношение орудия пытки на шее -- это пришло потом.  И совершенно извратило смысл учения, с ужасными последствиями. Например, в России, через 800 лет после принятия христианства (но не учения Христа) дворянин мог крепостную девушку купить на торгах и спокойно ее "брюхатить", не спрося ее мнения. Причем этим  занимался даже Пушкин, у которого эстетический уровень был высок, а чувство прекрасного развито. Дал ей десять рублей на приданое -- и отправил от себя, делов то. 

У Христа были ученики, один из них Иуда. Другие его в ГБ не сдавали, но написали про него мемуары. Именно из этих книг следует, что Христос якобы  творил чудеса, а потом еще и воскрес и вознесся. 

Так вот, если человек верит, что один человек воскрес (пишу в Воскресение), то какая разница, когда сделан артефакт. Вон иконки делаются в типографии, окропляются водой, прикрепляются к бардачку -- и миллионы козлов после этого не пристегиваются и ездят по встречке, уверенные, что с ними ничего не случиться. А я вот считаю, что если у человека в машине иконка и он грубо нарушает ПДД, то штраф должен утраиваться. Ничего, деньги найдутся -- Бог даст. А за продажу автомобильных иконок -- сечь плетьми, 39 ударов.

Если человек ВЕРИТ, то это означает, что он отказался от реальности и тогда конечно ему и Кирилл -- моральный авторитет и Путин -- отличный Президент.

Я считаю, не надо ВЕРИТЬ. Надо просто ДЕЛАТЬ все возможное, чтобы помочь себе и всем людям быть свободнее, радостнее, счастливее. Изобрел что-то, построил, воспитал ребенка -- и ты становишься творцом, жизнь прожита не зря. Вот между  такой жизнью и учением Христа противоречий нет.

А если ты обманываешь и грабишь людей, боишься смерти, зарыл свой талант, несчастлив, невесел, не видишь красоты, не любишь макароны, тогда надо просто кардинально измениться -- время еще есть. Макароны для начала попробуй с горячими сливками и растопленным в них рокфором (можно Дор Блю). 

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин

...и ношение орудия пытки на шее...

===

Анекдот в тему:

Если бы Христа казнили в двадцатом веке в Америке, мы бы все носили на шее маленькие электрические стульчики.

Эту реплику поддерживают: Матвей Малый, alla fleming

Именно так! Но причина на самом деле гораздо хуже. Ведь смысл заключается в том, что Христос своими муками "искупил" (что это значит, я не знаю) наши ГРЕХИ. А раз мы грешники, нас уважать не надо: надо держать в рабстве, на коленях, управлять нами, обманывать нас для нашего же блага. На этом этапе вылезают "руководители" .

А что если люди НЕ ГРЕШНИКИ? Что если они добры, веселы, сострадательны, сексуальны, креативны? Да так, что если кто-то совершил преступление, то это всех, в первую очередь, УДИВЛЯЕТ? И они начинают такого человека воспитывать, лечить, выяснять как такое могло случиться?

И вот тут получается что каждый человек достоин уважения, помощи, любви, развития. И что на управленческие посты выбираются компетентные, достойные, подотчетные, которым в голову не придет перекрывать весь город для проезда.

 

Новости наших партнеров