Тимофею Жалнину 32 года. Организовав студию экспериментального театра в родном Новокузнецке, он постепенно переключился на кино и отправился поступать на режиссера во ВГИК, куда его не взяли. Тогда Жалнин подал документы в Петербургский университет кино и телевидения и был принят в мастерскую Сергея Овчарова и Натальи Милашкиной. Дипломной работой стала короткометражка «F5», вобравшая в себя весь личный опыт Жалнина — от увлечения танцем и театром до страха перед профессиональной неопределенностью после окончания института. Фильм получил множество призов. Сам режиссер, впрочем, признается, что фестивали и награды не самое главное: «По итогам бурной фестивальной жизни больше запомнились не награды, а люди, с которыми мне удалось познакомиться или мечталось встретиться и пообщаться». Онлайн-премьера «F5» — у нас.

Техника чудес, воплощенье грез. Мне повезло в жизни с учителями и с тем, что эти люди появляются на моем пути вовремя. Поэтому получается брать от них многое. В кино моими наставниками были и остаются Сергей Михайлович Овчаров и Наталья Анатольевна Милашкина. Путь к кино был витиеватым. Вначале было увлечение хореографией, затем — свой танцевальный коллектив, потом организовал студию экспериментального театра. И вот уже в нем начал «шаманить» с видео. Делал с актерами разные инсталляции, ролики, клипы и видеоконтент для своих спектаклей. В какой-то момент понял, что видео на сцене становится много больше, чем самого театра. Театр стал фоном для экрана, а не наоборот, как было ранее. Вот тут-то я и сказал: стоп. И признался себе, что экранное искусство меня теперь интересует  и вдохновляет больше сценического. Так я решил отправиться в столицу получать образование, пока не поздно. Я понимал, что в своем родном городе Новокузнецке, да и вообще в Сибири, кино пока может существовать только на любительском уровне. ВГИК меня забанил на уровне первичного отбора творческих папок. Зато Петербург меня принял. Судьба.

Листая старую тетрадь. Не могу ничего толком сказать о своих предыдущих работах. Были удачные, например, «Черновик» или «Легкие шестнадцать лет». Были чисто учебные, проходные.  Теперь думаю о них в двух противоположных степенях оценки, но с одним знаменателем: «Е-мое, как я такое мог сделать!» Все мои работы есть в инете. Я их не убираю оттуда. Мне не стыдно ни за одну из них, при всех недостатках, которые становятся очевидны спустя время.

Ах, скорей бы в следующий класс. «F5» – моя дипломная работа. В тот период, когда я писал сценарий, постоянно думал о том, что же будет после университета. Как там, в «открытом море» профессии? Смотрел на бывших выпускников, многие из которых с трудом находили точку приложения своим талантам и способностям. Я понимал, что меня после выпуска ждет непростой выбор и сомнительные предложения. Понимали это и мои друзья-однокурсники, с которыми мы делали этот фильм. Вот это и есть подсознательное основание фильма. Остальное — выбор формы. Я выбрал танец и ту среду, которая мне очень знакома. 

С любовью встретиться проблема трудная. Актеров искали долго и упорно. Несмотря на то что Питер — большой город, в котором есть современное искусство и современный танец, найти подходящих на роль актрис было сложно. Собственно, актрис как таковых мы и не искали. Найти актрису, хорошо владеющую модерном, практически невозможно. Клеить в монтаже обрывки вымученных движений непрофессионала? О нет, только не это! Нужны были настоящие танцовщицы. Люди, для которых танец — это образ жизни. Мы искали личностей. И нашли их в лице Даши Барабановой и Иры Толчильщиковой. Они совпали с образами, которые были в сценарии. Такие подарки бывают.

Каблучки, как кастаньеты, прозвучат на целый свет. Это кинодебют девушек и большая их победа. Все, что мне надо было сделать, — это помочь им быть самими собой перед включенной камерой. Задача нелегкая, но мы справились. У нас было время для репетиций. Продюсер не стоял с таймером за нашими спинами. Мы начали снимать с легких сцен: пробежки, общие планы и т. д. А дальше сработал эффект привыкания к камере, и пошло настоящее раскрытие девушек. И Даша, и Ира оказались актерами от природы. К тому же у них был большой актерский опыт работы на сцене. Даша — хореограф, работала в театре «Дерево», ставит свои спектакли и номера. Ира — балерина Мариинского театра, увлеченная современными видами танца. Я сейчас так легко об этом говорю, и может сложится впечатление беспечности на съемках. Конечно, нет. Были сложные, психологически напряженные моменты, даже критические. Но мы их преодолели. Большое спасибо девчонкам за терпение и самоотдачу.  Мы еще о них услышим — и в кино, и в хореографии.

Балет, балет, балет — несбыточный мой друг. Танцевальные номера придумывались на площадке. Мы снимали «по горячим следам». Первый отрывок мы придумывали с Дашей прямо в перерывах между перестановкой света. Второй номер поставила мой друг хореограф Анна Борисенко. Я лишь корректировал хореографию под кадр, необходимый ритм и выразительные планы. Хотелось добиться эффекта взгляда на танец изнутри. Чтобы не возникло ощущение фильма-балета на среднячках и общих планах. Необходимо было уйти как можно дальше от эстетики классического мюзикла. Поэтому у нас на экране танцует все: кисть руки, элементы декораций, лицо актера и, конечно, сама камера.

Тайга научила тебя идти до конца без страха. «F5» — интерьерный фильм. Все действие происходит в лабиринтах театральных переходов и залов. Найти такие пространства, которые сочетали бы все необходимое в одном месте, мы не смогли. И тогда решили с художником Наташей Демьяненко и оператором Анной Рожецкой собрать наш «идеальный» театр из пазлов-интерьеров. Поэтому снимали и на ленинградской студии документальных фильмов, и  в петербургской консерватории, и в культурном центре университета, а гримерку вообще в арт-пространстве «Тайга».

Две дороги, два пути. Так получилось, что проект «F5» притянул к себе много интересных креативных людей. Например, в той же «Тайге» мы снимали благодаря Веронике Топычкановой, которая была художником по костюмам в нашем фильме. У нее там свой магазин авторской одежды. На студию документальных фильмов также попали через друзей-киношников. Сложнее всего было попасть в консерваторию. Там есть шикарная парадная лестница с двумя синими  ковровыми дрожками. А у нас как раз две главные героини с разным отношением к творческому пути и все такое… Ну, вы понимаете, отказаться от этой лестницы было преступлением. Мы пересмотрели десятки парадных лестниц Петербурга. Были во дворцах и особняках. Но такая роскошная и «метафоричная» была только в консерватории. Сон был потерян. Разрешения на съемки не давали. В то время там проводили вереницу мероприятий, и какие-то киностудентики были мелким раздражающим фактором на фоне очередного большого и серьезного «ого-го» оперного фестиваля. Правда, они не знали, что у нас есть второй режиссер Маша Алексеева и что она очень терпеливый и настойчивый человек. Она не переставая тюкала ректора консерватории письмами и просьбами. Вода камень точит. В конце концов нас пустили. Однозначно,  чтобы мы только отстали. В итоге — две смены в главном фойе оперного зала им. Рубинштейна Государственной петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Счастью нашему не было меры.

Много разных городов видел я, родная. В короткометражном кино могут быть только финансовые ограничения. Зато никаких цензурных. Тут у коротышек большое преимущество. Все эти унылые разговоры о запретах на курение, мат, секс и прочее — в стороне. Плата за независимость — сложность с финансированием. 100% не отобьется, думают инвесторы. Хотя «F5» окупился раза три. За счет фестивальных призов. Но это скорее исключение. В целом, такое кино не прокатное и точка. А вот если бы взять и сделать альманах из ярких работ и подогреть рекламой, мне кажется, зритель пойдет. В городах-миллионниках — точно. Возможно, «для кассы» этого не достаточно. Не знаю. Наверное, я не догоняю чего-то или безнадежный романтик. Но уверен в одном: образованные, интересующиеся разными сферами окружающего мира люди очень любят такое handmade-кино. Какими бы маленькими эти фильмы ни были, они по-настоящему авторские, штучные произведения. И зачастую глубже по содержанию и менее клишированы, чем большие прокатные картины. Потому как делаются с любовью, вниманием и не для «бабла». 

Не имей сто рублей. Мне часто задают вопрос про бюджет. Я не знаю точной цифры. Не все статьи расходов мне известны. Полагаю, бюджет «F5» в районе 10 000 долларов, но не уверен. Мы все на этом фильме трудились за творческие дивиденды. Продюсеры Евгения Брагинец и Дмитрий Жидков сделали все, чтобы фильм был снят. Дмитрий вложил свои деньги в этот проект. В наше время безвозмездно поддержать некоммерческое кино — это поступок достойного человека.

Если долго мучиться. Премьера фильма состоялась 15 сентября 2012 года в кинотеатре «Аврора» в Санкт-Петербурге. До этого был показ на защите и пара тестовых показов. Мы отправляли «F5» в 2012 году на «Кинотавр». Я привез отборщикам копию с черновым звуком и, насколько я помню, даже без титров. Фильм не взяли. Спустя год мы снова подали заявку. Фильм приняли в конкурс. Уж не знаю, почему так получилось. Может, в первый раз работа выглядела на самом деле очень сырой, а может, спустя год, когда фильм заработал уже порядочно наград на больших фестивалях, отборщики обратили на него особое внимание.

Поспешим на край земли. Сейчас вместе с продюсером Иваном Лопатиным работаем над проектом полнометражного фильма «Исчезновение». Я написал сценарий на основе реального случая, произошедшего с молодой парой, которая потерялась в сибирской тайге. Это не только история физического выживания людей, оказавшихся в ситуации на грани жизни и смерти, но психологическая драма о выживании людей, отношения между которыми зашли в тупик. Это история психологического обнажения до сердцевины человеческой, когда начинают отслаиваться социальные маски, слезает налет консюмеризма, исчезают карьерные амбиции и люди предстают друг перед другом такими, какие они есть — наизнанку. В данный момент идут актерские пробы. Прошлым летом творческой командой ездили в Сибирь на выбор натуры. Нашли невероятные по красоте и атмосфере места. Горная тайга. Великолепный фон для нашей истории о природе человека. Из пейзажей, живых фактур, камней, воды и воздуха будем собирать реальность нового фильма. Это заводит и вдохновляет. Как говорил Рене Клер: «Фильм готов, его осталось только снять». Занимаемся сейчас поиском финансирования проекта.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА 

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]