Вадим Рутковский: Запрещенный «Оскар» достался победе над рабством
Оскаровская церемония всегда, даже когда американские войска утрамбовывали сапогами пески Багдада, стремилась быть смешной. В ее лучших ведущих побывали Билли Кристал, Стив Мартин и Вупи Голдберг, год назад на сцене хулиганил Сет Макферлейн (подробности — в архивном репортаже), веселой королевой ночи 2 марта 2014 года стала Эллен Дедженерес, уже показавшая себя в деле в 2007-м. Но при всех шутках одним из самых запоминающихся моментов шоу из года в год становится пятиминутка памяти, когда на экране возникают лица кинематографистов, умерших за год, прошедший с предыдущей церемонии. За день до нынешней, 86-й по счету, в Париже умер 91-летний Ален Рене — один из последних богов великого европейского кино. Меньше месяца назад в Берлине показали его новейший фильм с программным названием «Любить, пить и петь», остроумно награжденный жюри премией Альфреда Бауэра, обычно вручаемой новичкам-экспериментаторам. Рене не закрывал глаз на трагедии ХХ века (и легендой его сделал фильм «Хиросима, любовь моя»), но в любых своих картинах, не обязательно экранизациях любимых бульварных пьес и мюзиклов, сохранял бодрость и отношение к миру как к путаному, непредсказуемому, но всегда упоительному театру. Взгляд, прямо противоположный мироощущению российской власти и ее основного рупора — Первого канала. Дабы ничто не мешало пропагандистской истерике вокруг ситуации на Украине, руководство канала-чемпиона по вранью отменило прямую трансляцию церемонии — чтобы никакого куража, сюрпризов, ненаигранного веселья (интересно, пришлось воспользоваться интернетом. Не было бы счастья, да несчастье помогло — в онлайн-показ не вторгаются адские ведущие Первого, назойливая реклама (интересно, кстати, как рекламная служба Константина Эрнста объяснилась с рекламодателями после отмены трансляции?) и те самые «новости», ради которых, по официальной версии, и похерили «Оскар» на федеральном канале.
Эллен Дедженерес вышла на сцену кинотеатра «Кодак» в строгом брючном костюме и для начала пожаловалась на дождь, заметила, что нынешний «Оскар» отличается от предыдущих — «Мерил Стрип номинирована, Кейт Бланшетт номинирована, Ди Каприо номинирован», после чего представила действительно новых претендентов: Джун Скуиб из «Небраски», Лупиту Ньонго из «12 лет рабства» и Бархада Абди, взявшего в заложники капитана Филлипса. Прототип киногероя Тома Хэнкса, равно и как настоящая Филомена, вдохновившая на фильм Стивена Фрирза, были среди зрителей. Мастерица выдавать шутки с непроницаемым лицом, Дедженерес прошлась по образованию номинантки Эми Адамс, посчитала, сколько денег Мерил Стрип потратила на наряды и макияж за свои 18 номинаций, а, позаигрывав с нетвердо стоявшей на красной дорожке Дженнифер Лоуренс, признала, что лучше всех на этой церемонии выглядит Джаред Лето, прошлась по герою Мэтью Макконахи, практикующему секс и родео, а от родео плавно перешла к представлению Брюса Дерна, ветерана, номинированного за «Небраску». Максимум аплодисментов сорвал Джона Хилл, претендент на «Оскар» за роль второго плана в «Волке с Уолл-стрит».
Прошлогодняя победительница Энн Хэтуэй вышла, чтобы вручить приз самому незабываемому из исполнителей мужской роли второго плана — им стал Джаред Лето, сыгравший больного СПИДом трансвестита в «Далласском клубе покупателей». Лето произнес прочувствованную речь, посвященную матери, подарившей жизнь Джареду и его старшему брату, еще будучи девочкой-подростком. Актер поблагодарил ее за то, что она научила мечтать — после чего обратился (видимо, таких спичей опасались идеологи Первого канала) к гражданам Венесуэлы и Украины, не боящимся мечтать о невозможном и совершать его.
Гражданин Кейн, Лоуренс Аравийский, Эйс Вентура — все эти завидные характеристики Эллен Дедженерес, успевшая заинстаграмить себя прямо со сцены, адресовала Джиму Керри, повеселившему сидящих в зале U2 шуткой про ЛСД и анимацию.
Кэрри Уошингтон представила номинированную песню Фаррела Уильямса Happy из второй части мультфильма «Гадкий Я». Разноцветный танцевальный номер, ее сопровождавший, прекрасно смотрелся бы в музыкальных фильмах Алена Рене, чью тень я потревожил в начале этого репортажа: зал хлопал стоя, Эдж радостно свистел.
Сэмюэл Л. Джексон и Наоми Уоттс вручили призы за дизайн костюмов (Кэтрин Мартин, работавшей над одеждой «Великого Гэтсби»; это третий «Оскар» в ее карьере) и грим (Адруите Ли и Робину Мэтьюсу, преобразившим героев «Далласского клуба покупателей»).
Под марш из «Звездных войн» на сцене появился Харрисон Форд, лаконично отрекомендовавший фильмы, номинированные на главный «Оскар» — «Аферу по-американски», «Далласский клуб покупателей» и «Волка с Уолл-стрит» — как сочетающие вечные и самые проверенные ингредиенты.
Дедженерес выпрыгнула из-за плеча сидящего Ди Каприо, подарила Брэдли Куперу два билета в партер и пригласила на сцену легендарную Ким Новак, не утратившую сексуальную хрипотцу голоса, и Мэтью Макконахи, которым досталась честь наградить самое свободное и креативное кино — анимационное. Короткометражный победитель — «Господин Убло» дебютантов из Франции и Люксембурга Лорана Витца и Александра Эспигареса, полнометражный — «Холодное сердце» Дженнифер Ли, Криса Бака и Питера Дель Веко (а вовсе не — увы — последний фильм японского гения Хайао Миядзаки «Ветер крепчает»).
Салли Филд воспела оду обычным людям, осмеливающимся восстать и стать героями — в сопровождавшем спич клипе Линкольн соседствовал с Ганди, Шиндлер — с Эрин Брокович, боец с мафией из «Неприкасаемых» — с охотницей на Бен Ладена из «Цели номер один», шотландский воин-освободитель из «Храброго сердца» — с «Рожденным четвертого июля» и благородными дилерами «Далласского клуба покупателей».
Эмма Уотсон и Джозеф Гордон-Левитт огласили претендентов на награду за лучшие визуальные эффекты — «Оскар» предсказуемо ушел «Гравитации»: Крис Лоуренс, Дэвид Шерк, Тим Уэббер и Нил Корболд создали впечатляющий натурализмом экранный космос.
Зак Эфрон, чье место в зале временно заняла Дедженерес, поднялся на сцену, чтобы представить актрису и рок-звезду Карен О, вокалистку Yeah Yeah Yeahs, чья «Лунная песня» из фильма «Она» попала в четверку номинантов. Босоногая Карен в длинном красном платье негромко спела на фоне Луны под аккомпанемент акустической гитары — две минуты настоящего волшебства.
Джейсон Судейкис и Кейт Хадсон наградили лучшие короткометражные фильмы — игровой «Гелий» Андерса Уолтера и Кима Магнуссона из Дании и неигровой «Дама в номере 6: Музыка, которая спасла мою жизнь» Малькольма Кларка и Николаса Рида.
Дедженерес прошлась по залу, поприветствовав Фаррела Уильямса и Вупи Голдберг, поинтересовалась, не голодны ли гости, пообещала заказать пиццу и пригласила на сцену Брэдли Купера, которому досталось награждение лучшего документального фильма — «В двадцати футах от звездного купола» Моргана Невилла, Гил Фризен и Кэйтрин Роджерс, посвященного афроамериканским соул-исполнителям.
Кевин Спейси объявил о вручении почетных «Оскаров» Энджеле Лэнсбери, Стиву Мартину и Пьеру Този; награда за гуманитарную помощь досталась Анджелине Джоли — все эти премии были вручены до сегодняшней церемонии, но сидящая в зале Джоли сорвала бонус — милый целомудренный поцелуй от Брэда Питта.
Юэн Макгрегор и Виола Дэвис вручили приз лучшему фильму на иностранном языке — им стала «Великая красота» Паоло Соррентино, покорившая академиков помпезностью и декадентской истомой Рима. Соррентино не забыл упомянуть в благодарственной речи Федерико Феллини, самого любимого «Оскаром» европейца.
Тайлер Перри продолжил представление основных номинантов — ему выпала тройка из «Небраски», «Гравитации» и фильма «Она».
Дедженерес сменила черный брючный на белый брючный костюм и пригласила на сцену Брэда Питта, он в свою очередь представил U2, исполнивших песню-номинантку Ordinary Love из фильма «Мандела: Долгий путь к свободе». Самое время заметить, что музыкальные номера на 86-й церемонии — впервые за много-много лет — такого уровня, что не позволяют отбежать на кухню за чаем.
Дедженерес продолжила зажигать в зале, начав с Мерил Стрип и в итоге собрав с десяток номинантов для снимка в твиттере.
Майкл Б. Джорджан и Кристин Белл огласили лауреатов, награжденных за технический вклад в кинопроизводство. Следом Крис Хемсворт и Шарлиз Терон вручили «Оскары» за звук: в номинации «Микширование» (Sound Mixing) — «Гравитации», в номинации «Монтаж звуковых эффектов» (Sound Editing) — тоже «Гравитации»; было бы странно сказав «а», не произнести и «б». Технологии в этом фильме — в отличие от драматургии — и правда безупречные.
Дедженерес ошибочно назвала следующего «вручанта» Кристофа Вальца Кристофером, что не повредило его фирменной, несколько зловещей улыбке, с которой он представил претенденток на премию за женскую роль второго плана. Победила мексиканская актриса и режиссер кенийского происхождения Лупита Ньонго, чью героиню из «12 лет рабства» бьет и любит персонаж Майкла Фассбендера. Было нечто символическое в поцелуе, которым известный (благодаря «Джанго освобожденному») истребитель рабовладельцев Вальц наградил пострадавшую от их плетей Ньонго. Во время благодарственной речи 31-летняя актриса не сдержала слез.
Наконец принесли-таки заказанную Дедженерес пиццу — с сыром; по куску досталось Чиветелю Эджиофору, Питту и Джоли, Мерил Стрип и Джулии Робертс, беременной Керри Вашингтон и Джареду Лето — он отдал свой слайс маме. Непреднамеренным комическим гэгом оказался жест Харрисона Форда, одернувшего Дедженерес — чуть не сказал «за подол» — за пиджак: она забыла дать старине Форду.
Эми Адамс и Билл Мюррей, кокетничая друг с другом, уделили внимание оператору — «Оскар» за лучшую работу в этой номинации получил Эммануэль Любецкий, один из полноценных — наравне с режиссером Альфонсо Куароном и мастерами спецэффектов — авторов «Гравитации» — это его шестая номинация и первая победа.
Анна Кендрик и Габури Сидибе разобрались с победителями в номинации «Лучший монтаж» — Марк Сэнгер и Альфонсо Куарон получили по статуэтке за «Гравитацию»; не так часто в Голливуде режиссер сам осуществляет монтаж картины.
Следующей главой церемонии стал триумфальный выход Вупи Голдберг — ей выпало поздравить с 75-летием фильм «Волшебник из страны Оз» и дать слово певице Pink. Ее выступление — еще одна музыкальная удача вечера.
Третья смена костюма ведущей повергла зрителей в хохот и трепет: Эллен Дедженерес выскочила в костюме феи. Ее сменили Бенедикт Камбербэтч и Дженнифер Гарнер, вручившие приз за работу художника Кэтрин Мартин и Беверли Данн за «Великого Гэтсби», уже награжденного в начале церемонии за костюмы.
Крис Эванс — законный Капитан Америка — представил клип, посвященный уже не реальным, а фантастическим киногероям — от Люка Скайуокера и Гарри Поттера до Кэтнисс Эвердин, революционерки из «Голодных игр».
После короткого антракта Гленн Клоуз вспомнила тех, кто ушел, — «любим, помним, скучаем и в первую очередь благодарим». В галерею In Memoriam вошли Джеймс Гэндольфини, Карен Блэк, Рут Прауэр Джабвала, Пол Уокер, Динна Дурбин, Элмор Леонард, Риц Ортолани, Питер О'Тул, Роджер Иберт, Ширли Темпл, Харольд Рэмис, Рэй Долби, Максимилиан Шелл... Замыкал список Филип Сеймур Хоффман — Алена Рене в список включить не успели. Жизнеутверждающая поминальная песня прозвучала из уст Бетт Мидлер.
Переодевшись из наряда феи в черный бархатный пиджак, Дедженерес пригласила Голди Хоун, представившую последнюю тройку главных номинантов — «Филомену», «Капитана Филлипса» и «12 лет рабства».
Джон Траволта, поднявший на сцену под мелодию из «Криминального чтива», рассказал, как важен для него мюзикл, и передал микрофон Идине Мензел для исполнения песни Let It Go из мультфильма «Холодное сердце». Это последний, четвертый претендент на награду в этой номинации.
Джейми Фокс промурлыкал мелодию Вангелиса из «Огненных колесниц» и вместе с Джессикой Бил воспел хвалу музыке кино, универсальному языку, обращающемуся напрямую к сердцу. После чего дуэт наградил за лучшую оригинальную партитуру Стивена Прайса, композитора «Гравитации». Лучшей же песней стала Let It Go Кристен Андерсон-Лопес и Роберта Лопеса, положивших благодарственные слова на рэп-речитатив и выглядевших гораздо веселее своего сочинения.
Пройдясь со шляпой по рядам, Дедженерес стрясла по две сотни баксов за съеденную час назад пиццу с Бобби Вайнштайна и Кевина Спейси, Лупита Ньонго расплатилась помадой. Затем Роберт Де Ниро и Пенелопа Круз обнародовали победителей в драматургических номинациях: лучшим сценарием-адаптацией признали «12 лет рабства» Джона Ридли, лучшим оригинальным сценарием — «Она» Спайка Джонза, то, на что мы все надеялись и во что не решались поверить.
Выход Анджелины Джоли и Сиднея Пуатье сопровождала мелодия из «Шербурских зонтиков». Артисты, знаменитые не только кинематографическими достижениями, но и общественной деятельностью, объявили победителя в номинации «Лучшая режиссура» — Альфонсо Куарон, «Гравитация». По словам победителя, «Оскар» за этот потребовавший многих лет работы «эксперимент в трансформации» подтвердил, что время было потрачено не напрасно. Видимо, не рассчитывая на победу и в основной номинации, Куарон поблагодарил всех, включая земляков-мексиканцев Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Гильермо дель Торо и соавтора сценария, сына Хонаса Куарона.
После паузы, которую Дедженерес заполняла разговором по душам с Мэтью Макконахи, Дэниел Дей-Льюис вышел наградить лучшую, по мнению Американской киноакадемии, актрису года. И снова наши надежды оправданы — конечно, Кейт Бланшетт за подлинно великую роль Жасмин в одноименном фильме Вуди Аллена. Прежде, чем обратиться к партнерам по картине, сестрам, братьям, мужу и агенту, Бланшетт благородно поблагодарила конкуренток. Из этой речи мы узнали, что роль Эми Адамс в «Афере по-американски» взорвала Кейт мозг.
Далее на сцену поднялась еще одна американская любимица, прошлогодняя лауреатка Дженнифер Лоуренс, чтобы объявить о справедливой и предсказуемой победе Мэтью Макконахи в номинации «Лучшая мужская роль». Как и партнер по фильму Джаред Лето, Макконахи особо отметил вклад матери в свое воспитание: она научила Мэтью и его братьев уважать себя — а значит и окружающих.
«Ну а теперь то, чего мы действительно ждали» — под такой комментарий неуемной Дедженерес на сцену поднялся Уилл Смит, глашатай победителя в номинации «Лучший фильм года». «12 лет рабства» Стива Маккуина — безупречная победа безупречного фильма.