Виктории Приваловой 23 года. Она учится на 4-м курсе ВГИКа, в мастерской режиссуры мультимедиа у мастера Ольги Горностаевой. На счету Вики не одна анимационная короткометражка, посмотреть их можно на vimeo-канале режиссера, самая свежая — «Как Гоголь “Нос” написал» — на днях участвует в анимационном кинофестивале в Суздале. «Насчет остальных фестивалей пока не знаю. Думаю, что фестивальные отборы — это дело случая. Я вот, например, была отобрана в конкурс студенческих фильмов на фестивале в Афинах, но мой фильм не отобрали на Череповецкий фестиваль. Это одна из моих любимых загадочных историй последнего времени».

Мультипликация и мультимедиа. Сказать, что дает исключительно анимационное образование, я не смогу. На самом деле, я не совсем аниматор и не совсем игровик. Моя специальность называется режиссер мультимедиа. Мне понадобилось года три, чтобы до конца осознать, что это значит: мультимедиа. Сопоставив свои навыки и знания с этим словом, я пришла к выводу, что нас учат всему, но ты волен выбирать направление. Суть этого процесса в том, что тебе не дают ограничений в плане техники. Ты можешь реализовать свою идею, сделав мультфильм, фильм со спецэффектами, музыкальный фильм, фильм-коллаж. Со мной учатся ребята, которые работают как режиссеры игрового кино. То есть снимают игровую картину и дополняют ее спецэффектами (что, впрочем, тоже анимация). Лично я в итоге имею довольно много навыков, и благодаря работе на ТВ и в кино в том числе. Могу уверенно заявить, что уметь анимировать — это очень круто и всем нравится слушать о твоем творчестве, потому что мультики — это некий камбэк в детство. На самом деле обучение творческой профессии дает очень хорошую базу, но не является обязательным, чтобы творить. Речь о творчестве, потому что ремеслу необходимо учиться в любом случае. Это могут быть и курсы, и университет, и самообразование. Люди разные. Кому-то нужен наставник, а кому-то — нет. Творчество такая вещь. Все получается, когда сходится очень много факторов в одну точку. И во многом это дело своевременности и случая.

Образовательная роскошь. Мне повезло. Когда я приехала в Москву, я понятия не имела, чем хочу заниматься. Кажется, у гуманитариев это называется «поиски самого себя». Так вот эти поиски продолжались где-то год. В то время я работала кем угодно. Официанткой, помогала в музее им. Пушкина, продавала книги, занималась английским со школьниками... А еще подрабатывала на съемках свадеб. Наверное, это называлось режиссурой. Я говорила, что невеста очень красивая, жениху стоит встать справа, а теще лучше выйти из кадра. Затем приходилось монтировать видео, и я этому научилась. Потом кто-то увидел мои наброски и позвал рисовать раскадровку для одного «фестивального» фильма. Уже тогда я отмечала, что нет ничего хуже, чем режиссер, который не понимает, что ему нужно, но называющий свой несозданный фильм «фестивальным». А потом как-то вышло, что меня позвали на съемки, но в качестве модели. Фотограф рассказала, что она училась во ВГИКе на специальности «режиссура мультимедиа». Меня смутило это «мультимедиа». Мне стало интересно. Для меня учиться во ВГИКе было сродни роскоши, потому что я до этого училась в Омском государственном университете на менеджера. Мне казалось, что всерьез относиться к творческой профессии — это слишком. Но мне удавалось иногда услышать, что я неплохо рисую и неплохо шучу. Так я решила, что попробовать поступить было бы тоже неплохо. Я прошла все творческие испытания и поступила. Кстати, отчетливо помню, что я тогда ничего не поняла. А на собеседовании думала, что вся комиссия считает меня тупой. Потому что я много и глупо смеялась, изображая себя знатоком голландской живописи.

Отроковица во Вселенной. С сентября нам начали давать задания, их нужно было выполнять, и времени на рефлексию у меня не было. Во многом благодаря людям, которые меня окружали, все сложилось так, как сложилось. Да и до сих пор складывается все благодаря моим друзьям и семье. Хотя мама считает, что я, конечно, актриса, а никакой не режиссер. Ей понадобилось три года, чтобы понять, что я не актриса по профессии. Очень ее люблю. И, да, опять же случайно я начала сниматься в кино, в коротких метрах, клипах. Наверное, это работают мамины пожелания во Вселенную. Это отличный опыт. Я вижу работу режиссера, сам кинопроцесс, знакомлюсь с интересными людьми. Сейчас вопрос, чем я хочу заниматься, отпал сам собой, потому что помимо учебы у меня немало работы, и она, разумеется, мне нравится. Мне повезло. 

Детский сад. Есть несколько работ, которые я сделала в стенах университета. О них и буду рассказывать. Их я воспринимаю как путь. Путь от уродливой работы к более-менее приличной. Можно зайти на мой канал на vimeo и ознакомиться почти со всем, что я делала во ВГИКе, кроме работ первого курса. Я, в общем, очень люблю свои работы. Они — мои дети.

Откуда «Нос» растет. На третьем курсе нужно сделать курсовую работу. После первого курса я поняла, что лучше всего мне удается воплощать то, что я люблю. Я люблю Хармса. И Гоголя люблю. Родилась идея экранизировать «Нос». У меня есть даже неоконченный сценарий. Это должен был быть фильм с анимацией, декорациями, крутыми актерами, оригинальной музыкой, изобразительным решением в стиле Уэса Андерсона и в искрометности не уступающий Монти Пайтону. Когда я пошла на учебную киностудию запускаться, мне пришлось понять, что этот фильм я буду снимать в муках, если вообще сниму. Мне не очень нравится страдать. И я решила, что курсовой работой будут анимационные титры к несуществующему фильму «Нос» (который когда-нибудь я сниму, конечно же). Есть фильм «Поймай меня, если сможешь» Стивена Спилберга, титры которого сделаны как мультфильм. Смешно, но ориентировалась я на такую модель. Писала сценарий со своей подругой Ольгой Боровских, она окончила ВГИК, действующий сценарист. В процессе написания родилась история. Это такая шутка о том, как, предположительно, Николай Васильевич мог писать свое произведение. Ха-ха.

Муки и радости. Синопсис гласит: «Это история о том, что именно наши недостатки заставляют нас двигаться и вершить великие дела». Хотелось сделать что-то значимое, но при этом смешное, без нравоучений, но со смыслом. А получился мультфильм про муки творчества, комплексы и синие волосы.

То, что я люблю. На самом деле я всеядна. Люблю разное кино, разные жанры. Из анимации я смотрю «Время приключений» (Adventure Time), Bravest Warriors, The Marvelous Misadventures of Flapjack, Gravity Falls. Я обожаю работы Билла Плимтона, люблю смотреть старые мультфильмы Загребской школы анимации. Они странные. Люблю нашу «Пластилиновую ворону». Фредерика Бака из Канады, Андреаса Хикаде из Германии, Жереми Клапена из Франции — это не полный список моих кумиров. Все это на меня влияет, разумеется.

Сны и явь. Технику можно назвать смешанной. Здесь и перекладка, и рисованная анимация. Необходимо было сделать за полгода фильм, который нестыдно показать, а также возможно воплотить за этот срок. Данная техника это позволяла. Стилистику искали довольно долго. Но у меня был хороший художник. Хотелось изобрести новую форму (ага, конечно). Классики с разноцветными волосами, танцующие под микс Model 500, появляются на фоне нелепых песен и двигаются как персонажи Adventure Time. Ракурсы и резкая смена крупности. И все это хорошо было бы сделать в рисованной технике. Классно же! Было бы... Можно бесконечно долго говорить о том, что было в голове и что получилось в реальности. Но тем не менее я довольна.

Зачем «Носу» Форрест Гамп? Люблю Роберта Земекиса. Форрест Гамп возник как необходимость заменить сцену, которая меня не устраивала. Нужно было придумать нарезку из смешных мест для страданий Гоголя. Гоголь страдает в постели, страдает в ванной, страдает с Форрестом на лавочке, страдает в космосе. Мне показалось смешно. Еще был задуман кадр, как Гоголь страдает в тарелке китайской лапши. Само по себе пришло как-то и ушло.

Трудно быть режиссером. Самое сложное — смириться, что ты не Пендлтон Уорд (американский продюсер и режиссер анимационного кино, создатель «Времени приключений». — Прим. ред.). Получается же не совсем то, что существует в голове. Пока ты несешь свою мысль художнику, она все равно по пути что-то теряет, несмотря на ваше взаимопонимание. Классика. Наверное, каждый режиссер с этим сталкивается.

Сладкая солидарность. Интересно, что, работая над этим фильмом, обнаружила, что люди готовы помогать за идею. Денег-то, как обычно, нет. Конечно, все студенческое кино построено на бартерных отношениях. Но, когда человек соглашается на просьбу «пожалуйста, умоляю, анимируй вот эту сцену, чтобы вот так вот было, словно заставка из того самого мульта, но медленнее, с меня печеньки», это что-то значит. Я очень благодарна всем, кто мне помог.

Девушка и дедушки. Мой мастер смеется и любит кадр с песней «очень красивые пчелки». На ВГИК-фестивале ко мне подходили дедушки и говорили, что это смешно. Интересная реакция. Неожиданная. Фильм пока не катался по фестивалям, поэтому я пока не в курсе, как относятся к нему профессионалы. Еду вот на Суздальский анимационный фестиваль, мультфильм отобрали в конкурс. Как раз послушаю, что мне скажут старшие. Вообще, разные мнения, причем диаметрально противоположные. Кто-то без ума, а кто-то думает, что я безумна и со мной что-то не так. Кто-то писал мне, что это продукт, созданный под аффектом или наркотическими веществами и все в таком духе.

Уроки самокритики. Ограничивает меня только малое количество навыков и опыта. Да и отсутствие достаточного количества мозгов. Если бы я была гением, я бы делала мультфильмы одна и без денег и, кстати, была бы довольна. Но я не гений.

Будущее — за мафией. Сейчас вынашиваю идею для диплома. После съемок в полнометражном фильме и работы над другими картинами я все больше склоняюсь к мнению, что полный метр — это пока не для меня. Я такой формат для самореализации пока не рассматриваю. Поэтому о реальности и нереальности съемок полного метра имею смутное представление. Однажды я сниму крутой полнометражный фильм про любовь и дружбу. С мафией, путешествиями, анимацией, приключениями, животными, остроумными шутками и прочими моими любимыми ингредиентами, и он всем, конечно же, придется по вкусу. Мне повезет.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].