Шесть научно-популярных историй о ненависти и коварстве
Если сейчас о чем-то и писать, то только о новостях науки. Начнешь писать о чем-то еще — непременно сорвешься на визг, а это некрасиво. Вот, например, один автор обращается к своим оппонентам: «Здесь у вас, гниды, никакой жизни больше не будет». Это же ужас какой-то, что за накал страстей. Подобные примеры мы знаем в основном из мира живой природы: краткий миг торжества омега-самца в стае всегда смотрится неприглядно, расскажут вам полевые зоологи. А уж что из этого получается в человеческом социуме, и подумать страшно.
И вот хочется призвать читателей взыскать добра и душевной мягкости, отговорить сограждан заживо вырывать кишки у кого бы то ни было, включая и законно избранных правителей, надеть некую маску доброжелательности, не расплескивать живое чувство зазря, приберечь его, еще пригодится, даст Бог.
Именно поэтому для нашего традиционного научного обзора мы отобрали поучительные примеры, иллюстрирующие темы ненависти, конфронтации, взаимного уничтожения. Прочтите и утешьтесь: то, что происходит в ваших душах, — еще цветочки по сравнению с ужасами неодушевленной и неразумной природы. Начнем по порядку.
1. Растения-зомби
Эта жуткая история касается взаимоотношений между растением и микробом фитоплазмой. «Взаимоотношениями» этот кошмар можно назвать довольно условно. Фитоплазма колонизует растение — например, мадагаскарский розовый барвинок, как на этой картинке, — и превращает его цветок в бессмысленные зеленые листья. Больному растению крышка: оно вроде бы и живет, но размножаться не может, все, тупик.
Бактерия делает это вот зачем: зеленые листья, напичканные спорами, привлекают кузнечиков (см. картинку), которые потом переносят фитоплазму на здоровые растения.
Биологи из Джон-Иннес-Центра в Нориче (Великобритания) разобрались, как фитоплазма это делает. Оказывается, в растении есть белок RAD23 (его так назвали потому, что он участвует в механизмах устойчивости к радиации). Этот белок помечает молекулы всяких испорченных белков как «мусор», направляя их на переработку.
Злая бактерия производит собственный белок, по имени SAP54. Этот белок взаимодействует с RAD23 таким образом, что тот начинает отправлять на помойку нормальные и нужные белки, управляющие формированием цветка. В результате органы размножения собираются по неправильной схеме (листья вместо лепестков), удобной только таким гадам, как фитоплазма.
Интересно, что тот же самый белок SAP54 делает еще одну штуку: он же привлекает к испорченным цветкам тех самых кузнечиков. Таким образом, один-единственный бактериальный белок превращает живое и плодовитое растение в зомби — вроде бы живое существо, но по сути мертвое, целиком подчиненное воле чуждых и злых сил.
2. Киска смерти
Поучительная работа исследователей из Мичигана сообщает нам факт, объяснить который авторы статьи даже не пытаются. А именно, обработав на компьютере данные о сотне тысяч разных пациентов, ученые с изумлением заметили: случаи клинической депрессии положительно коррелируют с кошачьими укусами. Особенно у женщин. Собачьи укусы — нормально, а кошачьи — добро пожаловать к психиатру, получите свои таблетки, потом посильнее, а там и в петлю. Корреляция не стопроцентная, но вполне достоверная.
Хочется, конечно, объяснить этот феномен каким-то удивительным биологическим механизмом (например, кошки заражают укушенных людей токсоплазмой, которая, как мы писали, действительно может влиять на психику и поведение). Но авторы предлагают и другое объяснение, попроще. Возможно, дело в том, что те, кто склонен к депрессии — особенно женщины, — гораздо чаще заводят себе кисоньку. Данные, подтверждающие такую зависимость, действительно есть. А уж дождаться, чтобы кисонька вас укусила, — дело времени.
Этот пример учит нас осторожности и вдумчивости при интерпретации различных жизненных наблюдений: статистическая связь не всегда совпадает с причинной.
3. Коварство спермиев
Собственно, коварство спермиев в этой истории вторично, а первично коварство женщин. Объясним почему. Видите ли, если в вашей семье принято иметь секс только друг с другом и больше ни с кем, вам следует знать: не у всех так. У многих видов самка в период течки спаривается за очень краткий промежуток времени с многими самцами. Их спермы — фу, какая гадость — смешиваются внутри самки, и яйца оплодотворяются самыми прыткими сперматозоидами.
Теперь, когда ваша невинность скомпрометирована этим греховным знанием, остается выяснить, чем определяется успех сперматозоида. Ведь для эволюции это самое главное. Самцы, может быть, отращивают специальные рога для борьбы за самку, разучивают песни под гитару, покупают желтые спортивные машины, но если ваш сперматозоид финиширует последним, грош цена всем этим хитростям.
Бригада ученых из Испании и далекой Аризоны выяснила этот вопрос. Оказалось, все дело в белках, которые упаковывают ДНК в головке сперматозоида. Они называются протамины и бывают двух типов: протамин-1 и протамин-2. Так вот, протамин-1 упаковывает ДНК плотнее. В результате головка сперматозоида получается более узкой и обтекаемой, так что малявка плывет быстрее.
А далее исследователи сравнили две линии мышей: в одной из них мыши были в основном верны своим супругам, а в другой занимались греховным промискуитетом. Как и следовало ожидать, у распутных мышей протамина-1 было относительно больше, так как их сперматозоидам приходилось чаще соревноваться. На добродетельных мышей естественный отбор по этому признаку не действовал, и доля протамина-2 у них была выше.
4. Мухи мрака
Тут носителем зла является не природа, а люди: именно они 57 долгих лет держали популяцию дрозофил в полной темноте. Дрозофилы размножались, у них за это время сменилось 1400 поколений. Примерно столько поколений сменилось у нас со времен Авдеевской верхнепалеолитической стоянки, что под Курском, на речке Рогозне. И мы, кстати, тоже не то чтобы в лучезарном мире прожили все эти годы, но долой метафоры. Мы о мухах.
Так вот, вынули наконец японские ученые мух на свет и посмотрели, какие генетические изменения у них произошли за это время. Оказалось, что произошло их множество. Некоторые, в том числе отключение генов рецепторов света и особенно изменения в генах альфа-эстераз, можно довольно уверенно считать адаптациями к жизни во мраке. Таким образом, ученые увидели направленную адаптационную эволюции мух, произошедшую буквально у нас на глазах (хоть и в темноте). У мракобесов, которые против эволюции, осталось одним аргументом меньше, потому что точно ведь не было Божьей воли на то, чтобы живых мух столько времени держать в темноте, да?
5. Ужасы темной материи
Что такое темная материя, никто не знает, но, по одной из гипотез, она состоит из таких специальных частиц, которые называются WIMP (слабо взаимодействующие массивные частицы). Эти частицы могут обладать смешным свойством: они являются сами себе античастицами. То есть любые две из них, столкнувшись, самоуничтожаются в смертельной схватке. Это свойство и позволило нам притянуть за уши эту новость к нашему сегодняшнему обзору — это же как у нас сейчас в российской ноосфере, mutual destruction of WIMPs, так сказать.
А значит, чем больше темной материи собирается в одном месте, тем вероятнее подобные конфликты, и, всмотревшись в такие места, мы даже могли бы увидеть свет (точнее, высокоэнергичные гамма-лучи).
Именно это увидели астрофизики в космический телескоп «Ферми», направив его в середину нашей Галактики, где темной материи, по слухам, должно быть больше всего. То есть, точнее говоря, они увидели избыток фотонов, не объяснимых другими способами*. Энергия этих фотонов около гигаэлектронвольта, то есть ужас какая высокая.
Можно оценить и массу частиц темной материи — примерно с четверть массы бозона Хиггса. И вот тут главная загадка: раз масса такая маленькая, почему до сих пор физики не видели ничего подобного на всех своих коллайдерах? Тут авторы работы начинают говорить уж совсем жуткие вещи: может, частицы эти и не взаимодействуют так, как все думали, а взаимодействуют новым, неизвестным науке, пятым фундаментальным взаимодействием. Это все так сложно, что обычным людям лучше не забивать себе голову (просто запомнить: возможно, впервые удалось наблюдать темную материю). А людям любознательным стоит прочитать хотя бы популярную статью в Nature, там обсуждаются все возможные сенсационные следствия этой работы.
* Впрочем, по мнению скептиков, подобный избыток фотонов можно списать и на некоторые типы пульсаров.
6. Птенцы из ада
Последняя история в нашем обзоре призвана привнести ноту сдержанного оптимизма. Речь, впрочем, пойдет об одном из самых ужасных явлений в природе средней полосы России — о кукушатах. Мы с детства знаем, что кукушка подкладывает яйца в гнезда других птиц. Например, ворон. Кукушонок вылупляется раньше вороненка, и к тому же он сильнее. А потому он первым делом выбрасывает из гнезда вороньи яйца, а позже и вылупившихся воронят. Матери-вороны плачут о детях своих и не могут утешиться, ибо их нет.
Но вот испанские ученые взялись разобраться, как же так получилось, что у ворон и прочих птиц не выработалось в ходе эволюции никакого оружия против птенцов-убийц. И разобрались.
Оказывается, наличие кукушат в гнезде может быть полезно: эти малыши столь зловонны и мерзки, что хищники избегают гнезд с кукушатами. В результате и кое-кто из воронят может уцелеть. Поэтому в условиях, когда вокруг много хищников, разорителей гнезд и пожирателей птенцов, наличие кукушонка может показаться воронам даром Божиим. В таких ситуациях отношения между вороной и кукушкой можно даже назвать симбиозом. Если же хищников мало, то это чистой воды паразитизм и материнское горе.
Так переплетены в природе добро и зло. Так что, правда, давайте не будем нервничать — конечно, зло будет наказано зверски, и те, кто помоложе, доживут. Вот я же видел расстрел Чаушеску по телевизору? Вот и вы еще увидите в жизни что-то хорошее.