Галина Галкина, журналист:

В Москве я здорово намучилась с визами в начале 90-х, поэтому мечтала получить американский паспорт для пропуска в другие страны, чтобы ездить в них тогда, когда захочу. В Штатах, где я оказалась в середине 90-х, меня сильно удивляли американцы: они никогда не покидали свою страну. Даже по последним данным, больше половины населения США никогда не выезжало за пределы страны, а у трети американцев нет паспортов, которые нужны для выезда из США. Когда я наконец получила заветный американский паспорт, мне еле хватило свободных страниц для въездных виз до получения следующего документа. Когда пришло время продлевать российский паспорт и я с опаской заглянула на сайт Генерального консульства России в Сан-Франциско, я обнаружила, что это легально — иметь два гражданства. Мало того, там было сказано, что если я хочу отказаться от российского гражданства, то мне необходимо объяснить причину этого решения и заплатить 400 долларов. Теперь сумма за отказ стала меньше — по последним данным, 145 долларов.

Лично я не собираюсь отказываться от гражданства страны, в которой родилась, где выросла и где у меня остались родные, друзья и коллеги. Но у меня в ней нет никакой собственности, а значит, нет и прописки. Из гонорара за мои публикации в России у меня вычитают налоги как у иностранки, и они существенно больше, чем у россиян. Кроме того, я плачу налоги в Америке с учетом общего заработка, то есть получается, что за работу в России я плачу налоги дважды. Двойное гражданство для меня связано с двойным налогообложением.

В некоторых европейских странах, я знаю, лучше не говорить про свое приобретенное гражданство: американцев там недолюбливают. Помню, как на Сицилии мне во время шопинга посоветовали на вопрос «откуда вы?» говорить, что из России. Но обычно я не скрываю ни свое происхождение, ни место жительства.

Лос-Анджелес, где я провожу много времени, многонациональный город, и мы все здесь хорошо уживаемся. Что уж говорить про Нью-Йорк или Майами. А в маленьких городках, где все друг друга знают и у людей немного другой менталитет, я никогда не жила и вряд ли буду.

Алексей Федосеев, бизнесмен, издатель:

Являясь одновременно гражданином России и Америки, я не вижу в этом никакой проблемы и воспринимаю это как вполне нормальный случай для XXI века, когда люди не «эмигрируют», а просто живут в разных странах в разное время, в зависимости от целей их карьеры и обстоятельств личной жизни, уважая законы государств, где они находятся. США не создает людям никаких проблем из-за второго гражданства, и, надеюсь, Россия тоже не будет их создавать. Хотя времена меняются, и то, что я слышу на эту тему, вызывает некоторое беспокойство.

Второе гражданство я получил после нескольких лет работы в Америке: сперва грин-карту (причем мне ее оформила компания, а жена параллельно умудрилась выиграть ее в лотерею). Через пять лет, как и многие другие, я оформил гражданство США. Это был естественный процесс — стать гражданином страны, в которой живешь и работаешь, плюс я действительно ценю здешнее государственное устройство и настоящую свободу выбора. Вообще-то американцы, особенно в Калифорнии — это все народы мира, которые вместе живут и вполне успешно сотрудничают. Для получения гражданства мне пришлось выучить историю Америки и многие правовые вопросы. Мы их обычно зубрили всей семьей во время поездок в машине, так что это было весело.

До недавнего времени никаких сложностей с двойным гражданством не было. В большинство стран мира я летал по американскому паспорту, а в Россию — с двумя. Сейчас, конечно, есть беспокойство, что начнутся ужесточения, хотя рано или поздно придет прозрение, что на дворе XXI век и мир стал очень близким и интегрированным, поэтому совершенно нормально жить на две (а то и три) страны, как приходилось и мне, и коллегам.

Сергей Дрезнин, пианист, композитор:

В 1987-м я выехал в Вену на ПМЖ­, моя жена Алисон получила там пост. Хмурый мент в паспортном столе забрал у меня внутренний паспорт с московской пропиской. Взамен «дубликата бесценного груза» выдали общегражданский. Прошло восемь лет. За это время я, конечно, все страны уже объездил, но каждый раз с визой была морока. Чтобы поехать в Лондон к семье Алисон, надо было за 2­3 недели подавать заявление в английское консульство. С «дубликатом» пускали без визы только на Кипр и в Братиславу. На Кипр не выбрался, а вот в Братиславу очень даже. Благо от Вены всего 45 минут. Как-­то еду я туда на кастинг для фильма Спилберга Peacemaker, а у меня в машине еще две очаровательные венские певицы, которые для сцены требовались, и пианист. Пограничник, взявший мой паспорт, понимающе усмехнулся, мол, везет русский пацан девушек на промысел в дружественную Словакию… Через несколько дней ехал уже на съемки, уже с Алисон. Тот же пограничник опять понимающе ухмыляется, мол, пацан новый товар везет. Напрасно я ему обручальное кольцо в лицо совал, не поверил он мне, мол, видали мы тут таких женатых…

Итак, прошло восемь лет. Менять гражданство я не собирался, не хотел становиться иностранцем… И тут меня кто-­то надоумил подать на австрийское гражданство как «художнику», который очень ценен для Австрии. При таком гражданстве можно было сохранить и российское гражданство! Собрал я документы, рекомендательные письма, афиши, отзывы, рецензии и подал эту папку в магистрат. Дали гражданство! Когда фройляйн фотографировала меня возле знамени, я чуть не бросился ее целовать. Она меня спрашивает: «Чему вы так радуетесь? У нас турки еще недовольны, дорого, говорят…» Не понимала она, что теперь мне никаких виз не надо (кроме китайской и тому подобных). Вот так и живу с двумя гражданствами. При всех контактах с консульствами РФ на Западе, когда требуют у меня основания для проживания за границей, показываю австрийский (он же европейский) паспорт. К этому там всегда относились с пониманием. А вот год назад мне понадобился наконец внутренний паспорт РФ — не дают! Паспортистка требует у меня «подтверждение гражданства». Я ей показываю коллекцию «дубликатов бесценного груза» — ­у меня их за 27 лет скопилось шесть штук, и СССР есть, и РФ! Нет, говорит, российский паспорт не считается, не подтверждает он мое гражданство. Времена трудные были, многие консульства не по правилам выдавали, ошибки допускали… Надо консульства запросить… Запрашивает год. Я уже и в МИД написал (третий отдел), может, ответят…