Ксения Кнорре Дмитриева /

13 слов о реформе образования

За те десять лет, что длится реформа образования, ее успели переименовать в «модернизацию», а содержание и принципы обучения, которые министерство надеется увидеть в школах и вузах, изменились до неузнаваемости. Российские школьники участвуют в международных тестах и по некоторым пунктам показывают неплохие результаты, но родители все равно недовольны. «Сноб» поговорил с авторами и оппонентами реформы и составил словарь самых важных терминов, которые помогут родителям школьников понять, что происходит

+T -
Поделиться:

Подушевое финансирование

Что это?

Нормативное подушевое финансирование — это новый для российского образования принцип распределения средств. Государство выделяет деньги не на школу, как раньше, а на каждого ученика. Этот принцип применяется и к частным школам. Сторонники этого нововведения считают, что таким образом распределение средств становится более прозрачным и справедливым, а школы вынуждены конкурировать за учеников. Противники утверждают, что это неизбежно приведет к гибели хороших маленьких школ и увеличит нагрузку на учителей — на каждого придется большее количество детей.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ, бывший заместитель министра образования: «В законе есть поправка, что учредитель организации вправе ввести дополнительный коэффициент к установленному нормативу финансирования, тем самым увеличивается общий бюджет образовательного учреждения. Так обычно поступают с маленькими школами, где в расчете на одного ученика сумма финансирования существенно выше, чем в большинстве других школ. Для них устанавливаются такие особые коэффициенты. Но со временем коэффициенты выровняются, поскольку несправедливо, что государство по-разному оплачивает обучение детей с одинаковыми способностями и потребностями. Повышенные коэффициенты сохраняются, как правило, в школах, где учатся дети с особыми нуждами».

Олег Смолин, депутат Госдумы: «Нормативно-подушевое финансирование в чистом виде не используется ни в одной стране. Британцы опробовали эту схему в 1990-х, но отказались: она привела к неравенству возможностей разных школ. Пришлось разработать дополнительные механизмы финансирования, компенсирующие недостатки этой системы. У нас она приведет к уничтожению малокомплектных школ. С 2004 и до начала 2011 года в России прекратили свое существование 20 300 сельских школ и 15 000 — за период, когда министром был Фурсенко».

Зачем нужна реформа образования? Обсуждаем вместе с участниками проекта «Сноб»

Улучшение качества учительского корпуса

Индивидуальная образовательная траектория

Стандарты

Самостоятельность школ

 

Объединение школ

 

Тесты

 

Пороговый балл

 

Советское образование

 

Международные исследования качества образования

 

Всеобщее высшее образование

 

Одаренные дети

 

Родители нового поколения

 

Читать дальше

Перейти ко второй странице