«Череп и кости» начинается с бесстыжей переклички с «Гладиатором»: закадровый голос сообщает, что на заре Нового времени «каждый пятый человек в мире жил и умирал под британским флагом». Настороженный зритель ждет, что Черную Бороду теперь выставят борцом с империализмом и оскорбленным идеалистом — точно так же, как капитан Немо изначально замышлялся в качестве неуловимого польского мстителя, сражающегося с Российской империей. Но с первым же появлением в кадре Малковича все становится на свои места. Это, как мы и предполагали, «Апокалипсис сегодня» под пиратским флагом. Черная Борода заседает в зале с тысячей механических часов, всегда держит под рукой труп врага (неужели они смотрели «Груз 200»?) и разговаривает с призраками, но, будучи безумцем, правит своей народной республикой твердой рукой. Сериальная инфраструктура, увы, уступает большому актеру: прочие герои не так интересны, а сюжет закручивается медленно и со скрипом. Пока Черная Борода и его головорезы поднимают паруса, предлагаем вашему вниманию 10 классических и новых пиратских фильмов, которые должен посмотреть каждый перед тем, как пойти ко дну.

«Мятеж на “Баунти”» / Mutiny on the Bounty (1935, 1962, 1984)

Кадр из фильма «Мятеж на «Баунти» (1935)
Кадр из фильма «Мятеж на «Баунти» (1935)

Нынешнее поколение, устав от гнета капитализма, бежит на Гоа или в новую социальную сеть. В конце XVIII века люди были решительнее: экипаж английского корабля «Баунти», например, после стоянки на райском острове Таити решил пересадить капитана и офицеров в шлюпку и основать собственную народную республику. Метрополия ответила на неподчинение так, как и положено метрополии, но группе моряков удалось уйти от расправы и поселиться вместе с женами-таитянками на острове Пиктэрн. Драма рабов и господ на нем повторилась вновь и уже без участия короны, но американские фильмы об этом умалчивают. Зато в самом раннем из них играет Кларк Гейбл, в позднем — Энтони Хопкинс и Мел Гибсон, а в среднем — Марлон Брандо. Картина с ним — самая интересная: хотя бы как портрет актера на пути из «Трамвая “Желание”» к «Апокалипсису сегодня».

«Таверна “Ямайка”» / Jamaica Inn (1939)

Кадр из фильма «Таверна «Ямайка»
Кадр из фильма «Таверна «Ямайка»

Для Хичкока «Таверна “Ямайка”» стала одновременно и последним фильмом, снятым в Британии, и первым опытом работы с писательницей Дафной Дю Морье, подарившей ему и нам «Ребекку» и «Птиц». С помощью рассказа об отважной девушке, противостоящей пиратам в английской глуши, мастер саспенса довел до блеска свои фирменные приемы, сослужившие ему добрую службу в Голливуде. Положительные персонажи в «Таверне “Ямайка”» оказываются мерзавцами ровно в тот момент, когда зритель уже верит в спасение главной героини. Любой, кто пытается сбежать из кадра раньше страшного суда, будет застрелен при попытке к бегству. А судьей в итоге окажется та самая хрупкая «девушка в беде». Этой осенью на BBC One прошел одноименный сериал — лишенный хичкоковского саспенса, зато эстетически соединяющий прозу Дю Морье с английской классикой.

«Викинги» / Vikings (1958)

Кадр из фильма «Викинги»
Кадр из фильма «Викинги»

Если карибским вольнодумцам (как внушает тот же сериал с Малковичем) было свойственно мистическое мировоззрение, то их скандинавские коллеги ограничивались мифологическим. Поэтому и приключения у них были такие, что по прошествии веков их можно подшивать  хоть к Гомеру, хоть к Шекспиру, хоть к «Песни о Нибелунгах». В «Викингах» с Кирком Дугласом, например, все происходит строго по Борхесу: здесь и осада города, и возвращение героя, и поединок с богом, и поиск своего места. Плюс нордический колорит: выцарапанный птицей глаз, схватка с волками в клетке, радость гибели с оружием в руках, набеги и пиры. «Викинги» оставались лучшим фильмом о средневековых авантюристах почти тридцать лет, пока не вышли «Плоть и кровь» Пола Верховена.

«Пираты XX века» (1979)

Кадр из фильма «Пираты XX века»
Кадр из фильма «Пираты XX века»

Первый, но до сих пор не превзойденный ни в прокате, ни в изобретательности советский боевик — с каратэ и водолазами; русским Рэмбо Николаем Еременко; злодеем в исполнении чемпиона по восточным единоборствам Талгата Нигматулина; самыми красивыми заложницами на свете и Крымом на горизонте. Между прочим, советские кинематографисты  в 1979 году предвосхитили ключевые особенности американских боевиков 80-х — например, обязательную любовь крутых парней к антикварному оружию. В данном случае — к американским пистолетам-пулеметам времен Второй мировой.

«Пираты» / Pirates (1986)

Кадр из фильма «Пираты»
Кадр из фильма «Пираты»

В «Пиратах» Роман Полански проделывает с морскими разбойниками примерно тот же фокус, что и с упырями в «Бале вампиров» двадцатью годами ранее: вроде бы высмеивает, но при этом видно, что воры и кровопийцы ему куда милее обычных людей. Поэтому в «Пиратах» ключом бьет жизнь. В некотором смысле это фильм о свободе под черным флагом, которая уплывала из рук великих, но самонадеянных режиссеров-хулиганов.

«Остров сокровищ» (1988)

Кадр из мультфильма «Остров сокровищ»
Кадр из мультфильма «Остров сокровищ»

Героев Стивенсона отправляли в космос («Планета сокровищ», 2002), превращали в мрачный телефильм с Элайджей Вудом и Дональдом Сазерлендом («Остров сокровищ», 2012) и делали кровавым и сексуальным сериалом («Черные паруса», 2014), но ни одна из этих соблазнительных интерпретаций не сравнится с мультиком «Киевнаучфильма». Который к тому же то и дело превращался в рок-оперу с живыми актерами, наполненную фокусами, неизбежно влюбляющими юного зрителя в кино раз и на всю жизнь.

«Космические дальнобойщики» / Space Truckers (1996)

Кадр из фильма «Космические дальнобойщики»
Кадр из фильма «Космические дальнобойщики»

Космическое пиратство — самая кинематографичная профессия во вселенной, но кроме фильма «Чужой: Воскрешение», сериала «Светлячок» и воспетого Джеймсом Кэмероном аниме «Космический пират Харлок» они толком нигде не снимались, отдавая предпочтение видеоиграм. Редкие исключение — комедия «Космические дальнобойщики» с Дэннисом Хоппером. Опять же очень поучительная история для юношества. В кадре — метания немолодого человека, который предпочел нестабильный частный бизнес службе в корпорации. За кадром — превращение беспечного ездока во вселенского реднека.

«Робинзон Крузо» / Robinson Crusoë (2003)

Кадр из фильма «Робинзон Крузо»
Кадр из фильма «Робинзон Крузо»

Одна из немногих версий робинзонады, в которой пиратов заменили туземцами-каннибалами. Но свои кровожадные функции они исполняют блестяще — и позволяют немолодому плантатору Робинзону (Пьер Ришар) и смуглому и хмурому Пятнице (наполовину алжирец Николя Казаль) наконец понять друг друга и сплотиться. Через два года после выхода фильма, правда, выяснилось, что в настоящей Франции до консенсуса далеко. Но если бы эта страна могла решать все свои проблемы с помощью одного кино, то разве бы у нее были проблемы?

«Звездная пыль» / Stardust (2007)

Кадр из фильма «Звездная пыль»
Кадр из фильма «Звездная пыль»

Вообще-то, фильм не о пиратах, хотя его завязка не может не напомнить про Питера Пена. Неустроенный юноша из Англии XIX века, чтобы разрешить личный кризис, идет в лес, а попадает в сказочное царство с живой звездой (Клер Дэйнс) и злой ведьмой (Мишель Пфайффер). Но обеих красавиц в итоге затмевает небесный капитан Шекспир (Роберт Де Ниро) — пират с принципами, удачливый контрабандист, отважный бретер и, так уж получилось, любитель наряжаться в женские платья. И хотя сам Шекспир свою ориентацию скрывает, брутальный экипаж все про него давно знает — но все равно готов полететь за своим капитаном на край света. В итоге юноша возвращается из сказки не только с белокурым трофеем, но и с ценным уроком: подлинный профессионализм важнее, чем «габитарный имидж».

«Заложники» / Kapringen (2012)

Кадр из фильма «Заложники»
Кадр из фильма «Заложники»

Сомалийские пираты в последнее время до того востребованы в кино, что скоро все разом запишутся на актерские курсы. В этом году они сыграли в российском боевике «22 минуты» (не самом, кстати, плохом). В прошлом — в «Капитане Филлипсе», антиколониальном блокбастере Пола Гринграсса о том, что человек человеку не брат, а пират. Но честнее всех с африканскими разбойниками обошлись авторы датского фильма «Заложники». В нем пираты и не жертвы глобальной экономики, и не заурядные плохие парни из боевика. Они здесь обычные люди, которых жизнь системно поощряет проявлять худшие из качеств. Так что фильм пугает и завораживает сразу на двух уровнях: как триллер о борьбе переговорщиков и террористов за жизнь заложников, и как притча о том, что все мы из одного теста.