Дети под парусом
Голубая шапочка
Девочка в яркой голубой шапочке шмыгает с одного борта яхты на другой, ловко подныривая под парусом. Свешивается за борт и зависает на веревке, почти касаясь лопатками легких волн. Парус разворачивается. Крошечная яхта юлит, приближаясь к навигационному знаку — обогнуть его и рвануть к финишу. Ее подрезает парень, но Голубая шапочка не теряется: выбрасывает флажок, протестует. Свисток, мальчик раздраженно закатывает глаза. Он вынужден делать штрафной разворот яхты кругом и провожать выгоревший русый хвостик, который мечется за уходящей под белым парусом голубой шапочкой.
На озере Гарда, самом большом в Италии, — парусные состязания среди подростков трех стран, серия регат для спортсменов до 19 лет International Youth Cup. Идею подкинула Всероссийская федерация парусного спорта, ее подхватили парусные федерации Италии и Франции. Для яхтсменов санкции ЕС в отношении России — странные игры «сухопутных». Соревнования учредили главным образом для того, чтобы подающие надежды юноши и девушки набили руку перед престижным первенством мира Международной федерации парусного спорта.
— Вчера ветер был сильный и я плохо, а сегодня слабый и я хорошо... — только и смогла выдохнуть запыхавшаяся Голубая шапочка, сорвав с лица темные очки, когда мы подобрались к ней на катере спросить, как она объегорила хищного французского мальчика.
Ее зовут Катя Береза, ей 14 лет, и она два года ходит под парусом, а прямо накануне юношеской регаты пересела на спортивную яхту класса Lazer Radial, которая ей явно на вырост. В сильный ветер миниатюрную яхтсменку болтало на лодке, словно сдутый шарик на веревке. Шапочка, наконец, замечает объектив видеокамеры на нашем катере, сразу же делает лицо послушной ученицы. Рассказывает, что это Ваня, ее партнер в командных гонках, придумал план победы. Катя младше всех на юношеской регате и гоняет под парусом всего пару лет, в то время как ее соперники выше, сильнее и имеют лет на пять больше опыта. Но она готова, если что, схватиться за парус зубами, чтобы не быть среди них последней.
Фабрика ветров
Спроси любого яхтсмена, виндсерфера или кайтсерфера Старого Света, где находится Мекка любителей паруса — он ответит: «Гарда, фабрика ветров». Водоем, окруженный отвесными скалами, не терпит курортных лежебок — даже в разгар лета для любителей пассивного отдыха температура воды здесь чересчур спортивная. Зато дует здесь всегда как надо: магистральные ветра в первой половине дня направляются в одну сторону, а после обеда — в обратную, но сильных волн не бывает. Сезон не имеет конца и начала, и каждые выходные берег и вода расцветают сотнями — без преувеличения — разноцветных и разнокалиберных парусов. Не мудрено, что именно на Гарде живет икона яхтинга, бразилец Роберт Шайдт, завоевавший пять олимпийских медалей и рассчитывающий взять шестую на родине, в Рио.
Яхт-клуб Campione Univela, место слета юных спортсменов, построили всего пару лет назад в заветном уголке, скрытом от праздных глаз туристов. От ближайшего городка полчаса на машине по узким туннелям, прорубленным в скалах вдоль озера. Среди утесов, обступивших яхт-клуб со всех сторон, бьет источник Сан-Микеле, пахнет мелиссой и горными травами, а с высоты за мечущимися воздушными змеями кайтсерферов-дикарей наблюдает крошечная белая фигурка Девы Марии, совершенно невидимая с воды. На противоположной стороне озера зеленеет хребет, на снежные вершины которого нанизаны облака — здесь начинаются итальянские Альпы.
Дети воды и ветра
Настоящие яхтсмены начинают в девять, а то и в семь, на ученическом суденышке размером не больше деревенской лохани для квашения капусты. Слава родителям, которые могут вот так взять и остаться на берегу смотреть, как их ребенок пытается оседлать ветер.
Я смотрю на них: статные мальчики, все волшебной красоты, и тоненькие девочки — как такими стебельками рук можно тащить лодку на воду, тягать шкоты, заставляя паруса наполняться ветром? Приехав в яхт-клуб, несутся фотографироваться в прыжке на фоне Альп. Для половины российских ребят, которые съехались сюда из парусных школ разных городов — Москвы, Питера, Тольятти, Калининграда, — это первый выезд за границу. Многим нашим сильным спортсменам пришлось остаться дома из-за сдачи ЕГЭ.
Вооружение флота перед гонками завораживает не меньше самих гонок. Подростки разворачивают паруса, вяжут бесчисленные узлы на веревках, настраивают мачты. Парус — для самостоятельных: чтобы во время гонок мачта не отвалилась, ты должен позаботиться о ней сам. Чтобы не переохладиться и не перегреться, ты подбираешь экипировку сам и на воде решаешь сам, как поступить: по науке или по интуиции. Потому что никто, кроме тебя, даже тренер, не чувствует твой ветер.
На регате International Youth Cup ребята гоняются на яхтах трех самых популярных классов среди юниоров: маленьких Lazer Radial, рассчитанных на одного спортсмена, 29er и 420 для парных экипажей, а также на виндсерфинговых досках класса RS:X. Детям предстоят гонки флота, в которых каждый сам борется против всех за свою медаль, и командные гонки за переходящий приз, в которых участвуют по два сильнейших экипажа каждого класса. У многих взрослых, глядящих, как ребята лазают по лодкам в последних приготовлениях, в глазах зависть.
На воде будь джентльменом, а на суше — быком
Все сливается в кашу из парусов и катеров наблюдателей, разобраться в движении внутри этой бурлящей массы под силу лишь судьям да тренерам. Ширины огромного озера хватит на все 49 экипажей трех стран, поэтому буквально через пятнадцать минут после старта гонок первого из четырех соревнующихся классов уже звучит гудок с судейского судна, призывающий следующих выстраиваться. Наш катер мечется взад-вперед, мы следим за прохождением каждой поворотной точки маршрута, через борт хлещут брызги и шлепают то по спине, то по лицу.
Меж тем ребята под парусами на удачу не рассчитывают, а их физические способности уступают место стратегии и тактике — это шахматы на воде. Нужно рассчитывать траекторию своего движения, зная метеорологию и аэродинамику, стараясь предугадать действия соперника, который может в буквальном смысле слова украсть у тебя ветер, заслонив его своей яхтой.
От стартовой линии участники начинают движение всегда только против ветра. Нужно сделать круг, обогнув два удаленных друг от друга огромных буя — два навигационных знака. Экипажи движутся зигзагами, подставляя воздушному потоку то один, то другой бок паруса, который в умелых руках превращается в крыло самолета. Человеку непосвященному до самого конца заезда невозможно понять, кто же победит: все стараются перехитрить друг друга и часто расходятся в разные стороны, беря непредсказуемый курс.
При приближении к знаку начинается бурление и толчея, визжат девочки, а мальчики норовят оттереть друг друга, огибая огромный буй на расстоянии буквально пары десятков сантиметров друг от друга и от самого знака. Для успеха под парусом мало быть математиком, нужно быть еще и оратором. Яхтинг считается спортом джентльменов, но, как сказала кудрявая серфингистка Мариам Сехпосян, капитан российской сборной на этой регате, нужно уметь «бычить». Потому что если твой соперник повел себя нечестно, но на суше ты оспариваешь его действия менее бойко, чем он защищается, судьи примут решение не в твою пользу. Это сухопутное продолжение регаты порой решает судьбы будущих олимпийцев.
После гонок дети мчатся на обед прямо в экипировке — три часа на воде и на свежем воздухе порождают зверский аппетит. Они облепляют подносы с едой, словно осы, мальчики сметают по две тарелки макарон с горкой. За игрой в футбол и настольный теннис компании потихоньку становятся интернациональными.