Илье Чижикову 25 лет. Он закончил ВГИК про специальности «продюсер кино и телевидения» в 2011 году, после чего работал директором по производству. Потом поступил на высшие режиссерские курсы, в мастерскую братьев Александра и Владимира Коттов и Анны Фенченко, и переключился на режиссеру. Последняя на сегодня работа Ильи — «Ушелец» — получила Гран-при на кинофестивале «Святая Анна». Онлайн-премьера — у нас.

На два фронта. Почему захотел стать режиссером? Все просто — чтобы реализовывать свои идеи. Познакомившись со структурой производства, я решил бить в два направления — режиссер и креативный продюсер (думаю, они довольно близки по своей сущности). Тогда же я поступил на высшие режиссерские курсы. Решил для себя просто: сниму короткометражку и посмотрю, стоит ли мне дальше этим заниматься или нет.

«Надо мной Эрнст смеялся!» Одна из первых моих работ — «Восьмерка» — короткая история о том, как неуравновешенный продюсер наказывает режиссера за то, что тот пересек ось. Комедийная, несколько хулиганская работка. Можно посмотреть на YouTube.

Американский займ. «Ушелец» появился из рассказа американского фантаста годов 60-х. Только там был художник, и персонажей было три, характеры другие, в общем — все другое. Взяли мы оттуда только «перевертыш» во времени, то есть то, что главные герои меняются местами. Ключевая фраза — «он ничего не сделал, а полетел в будущее лекции о себе читать» — стала отправной точкой для написания абсолютно новой истории. 

Тылы прикрыты. Кастинг-директор продакшена, на котором я работал, посоветовал обратить внимание на Павла Баршака, а с Игорем Хрипуновым мы были знакомы. История им понравилась, и мы принялись за работу. Опыта работы с актерами у меня было немного, но прошло все на удивление хорошо. Паша и Игорь крепкие профессионалы и талантливые актеры. Качественный сценарий, с ясными характерами, вескими мотивациями, прописанными поворотными точками и так далее, дает актеру почву для уверенной работы и импровизации. Тогда и режиссеру работается легко. Со сценарием мне помог Алексей Тимм, поэтому с этой стороны я был прикрыт.

По-соседски. Снимали в Белоруссии. Хотелось вывести группу в одно место, чтобы все были рядом. В Москве бы так не получилось. Высокие цены и пробки. Поэтому выбрали Минск.

Будь готов, всегда готов. После этого фильма я понял, что нужно больше времени уделять на подготовку. Нельзя рассчитывать, что «на площадке заиграет». Некоторые сцены, которые были подготовлены подробно, стали только лучше. Там же, где я думал, что все довольно просто, в итоге обнаружились проблемы. Их приходилось решать уже на монтаже или за счет переработок. Нет простых и неважных сцен. Каждую нужно придумать. Задача режиссера не в переложении сценария на экран. Сценарий только отправная точка в решении сцены.

Судьба-индейка. Есть несколько вещей, которые стали основой этой короткометражки. Думаю, будет правильно сказать, что все они мне близки. При всей условности и комедийности, ситуация Паши и Ника (так зовут героев) довольно жизненная. Один работает, а другой славой пользуется. Это то, что видел не раз каждый из нас. С другой стороны, каждый получает то, чего на самом деле хочет. Например, одинокий и забитый исследователь Ник, страстно жаждущий доказать всему миру свою правоту (а точнее, свою значимость), получает возможность написать книгу, которая изменит мир, да и еще и девушка в награду. Тема судьбы, предназначения, некой высшей справедливости. Оба героя не положительные и не отрицательные. Паша — обаятельный подлец. Ник не многим лучше — настолько хочет всех в будущем поразить своими «доказательствами», что довольно безразлично говорит о смерти сидящего напротив человека. Но каждый из героев по-своему наивен и симпатичен, каждого можно понять.

Рубли и друзья. Съемки проходили целиком на свои деньги. Получилось около четырехсот тысяч рублей. При этом оборудование собирали у друзей и знакомых. Группа — тоже друзья. Некоммерческие проекты нередко быстро обрастают хорошими людьми, которые помогают. Студенческое кино — это режиссерское кино. Здесь нет места коммерческой линии проекта, а следовательно, и всей цепочки работы продюсера. Конечно, есть исключения, но они редкие и имеют иные задачи. В моих работах продюсер по-большому счету выполнял роль директора, не больше. Если, конечно, брать обязанности продюсера в широком смысле.

В какое будущее летим. После «Святой Анны» мне предложили снимать полный метр, но о подробностях говорить пока рано.

Другие фильмы проекта:

50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected]