Работа за границей. Часть 2. Истории малого бизнеса
Михаил Иванов, 36 лет, Найвот, Колорадо,США, руководитель компании SmartReading
СКогда вы уехали в Америку?
Мы с семьей переехали из Москвы в США 8 марта 2014 года.
СПочему выбрали США?
Мы выиграли грин-карту и решили прожить еще одну жизнь в новой стране.
Обосновались в Колорадо, потому что хотели жить близко к природе, в небольшом, очень зеленом городе Найвот, в 8 милях от Боулдера (крупнейший университетский центр Колорадо, в 2010 году был признан самым счастливым городом США. — Прим. ред.). Мы точно не хотели жить в больших городах вроде Нью-Йорка или Лос-Анджелеса. До этого мы никогда не были в Колорадо, но по рейтингам и отзывам это было правильное место для жизни. Такая Швейцария в США: красивая природа, высокие технологии и качество жизни. Боулдер — это Мекка для тех, кто занимается спортом. Здесь тренируются лучшие атлеты со всего мира. До ближайшего горнолыжного курорта 30 минут на машине. Это обуславливает еще и развитие спортивной индустрии. Здесь множество компаний, производящих спортивное оборудование. И еще в городе очень крупный университет Colorado University. Из 100 тысяч человек 30 тысяч — студенты и преподаватели. Ну и, конечно, очень хороший климат: 300 солнечных дней в году. Лучшее место, чтобы растить детей, а их у нас двое.
СТо есть получается, что вы прагматично выбирали Колорадо еще здесь, в России?
Да, заочно. Мы сняли дом через airbnb и приехали сюда, предполагая, что будем снимать дом, пока не разберемся, нравится ли нам здесь.
Я продал свою часть в издательстве, и у нас не было проблем с деньгами на первое время. Я не хотел работать ни в какой американской компании и думал о создании своего бизнеса, что я и сделал.
СА чем занимались в Москве?
Я основал издательство МИФ («Манн, Иванов и Фербер») и руководил им девять лет. Эмоционально мне было сложно уйти, но я понял, что удаленно руководить такой компанией уже не получится, и принял решение о продаже.
«МИФ» — очень известная и прибыльная компания. Я встречался со многими инвестфондами и частными покупателями, но они не были готовы инвестировать в традиционный издательский бизнес. Кроме того, у нас в акционерах были собственники издательства «ЭКСМО» и это было проблемой для всех потенциальных внешних инвесторов.
В итоге после тяжелых и долгих переговоров я продал свою долю Олегу Новикову, совладельцу «ЭКСМО», но мы не смогли найти модель, при которой я бы остался помогать издательству.
СРасскажите о первых днях в США. Как адаптировались ваши дети?
Вся дорога из дома заняла 24 часа. Боулдер нас встретил солнцем, а потом снегом.
Первые дни в доме, который мы сняли, не работал интернет. И это было хорошо. Такой цифровой шаббат. Вообще переезд — это подарок для детей. Они никогда не проводили столько времени с родителями и на природе.
В первую же неделю мы отдали старшую дочь Соню в школу, которая была в пяти минутах ходьбы от нас. Это частная школа, очень похожа на школу, которую мы открыли в Москве — «Семейкин» (ею руководит сестра моей супруги), поэтому дочке было проще адаптироваться. Школу нашли случайно. Я бегал рядом с домом и увидел вывеску. Мне понравилось название — Running River School, «Бегущая река». Мы с супругой поговорили с директором и решили, что это нам подходит. Приехали уже ближе к концу учебного года, но решили ничего не пропускать и сразу же пошли учиться. У школы есть своя концепция развития детей через опыт. Они каждую пятницу ходят в походы. Учатся наблюдать природу, разжигать костры, ставить лагерь, просто сидеть спокойно и думать. Соня учила язык в Москве, но ей было сложно. Она первые дни говорила: я полуглухая, полунемая и полуслепая здесь. Общение для нее всегда было важно. Она до сих пор привыкает. Это все же совсем другой мир. Мы поменяли мегаполис на большую деревню в предгорье, квартиру на дом с участком земли.
К нам приходят лисицы, олени, еноты. На участке живут белки. Люди здесь не закрывают дома и машины, многие не ставят заборы.
Была очень забавная история. Открывая счет в банке, надо было ответить, нет ли у меня родственников-чиновников в России. Сейчас это стандартная процедура. А еще, чтобы открыть счет в банке, нужно два подтверждающих личность документа, при этом одним из документов может быть счет за коммунальные услуги. Еще меня поразило, как здесь работает доставка. Ценные вещи могут просто привезти и положить под дверь. Вот так просто. Так нам прислали наши social security numbers — просто оставили конверт у двери.
СРасскажите о вашем нынешнем бизнесе.
Я всегда прислушивался к нашим клиентам, и последнее время нам стали поступать запросы на создание саммари (краткого содержания. — Прим. ред.) на книги. Собственники компаний поняли, что, покупая книги для сотрудников, они выбрасывали деньги. На чтение у людей просто не было времени. У меня у самого была такая проблема. Я покупал довольно много нон-фикшн, но прочесть все попросту не успевал. Самое главное, что идеи авторов можно было изложить очень сжато, ведь часто книги вырастали из статей, а издатели наседали на авторов, чтобы те давали необходимый для книги объем. Но теперь ни у авторов, ни у читателей нет времени на чтение/написание традиционных 300 страниц. Я видел успешность модели саммари на глобальном рынке — похожую модель реализовывала компания Getabstract. Но, как и многие руководители успешных компаний, я был заложником текущей бизнес-модели. Акционеры ожидали прибыли ежеквартально, а новые проекты требовали инвестиций, времени и денег. И несли в себе неопределенность и риск. На реализацию такой идеи в «МИФе» у меня не хватило времени. Выйдя из текущего бизнеса, я смог наконец попробовать то, что мне было интересно. Я видел, где можно сделать лучше, и решил рискнуть. Ключевой риск для меня в этом случае — мое время. Как и в случае с «МИФом», у нас очень небольшая команда, которая работает по всему миру.
СНо разве смысл книги не в самой книге? В ее настроении, интонации? В книге как предмете, наконец? И что такое в конечном итоге summary как продукт?
Вы правы, если речь идет о художественной книге. Если мы говорим о нон-фикшн, то здесь важны идеи. В меньшей степени интонации. Саммари — это изложение ключевых идей в сжатом виде. Для корпоративных клиентов после каждого саммари идут контрольные вопросы, позволяющие проверить понимание.
Мы не продаем саммари поштучно. Мы продаем подписку и пока только для корпоративных клиентов. Библиотека все время обновляется. Подписка распространяется на всю библиотеку, включая те книги, которые появятся в течение года с момента подписки. Тут можно прочитать и книги, которые только вышли на английском языке. Пройдет не меньше шести месяцев, а то и год, пока они появятся на русском.
А в сентябре мы откроем годовую подписку с доступом ко всей библиотеке для частных клиентов. И это только первый шаг.
Следующий этап — создание платформы для авторов. Так, чтобы авторы могли писать смарт-книги на 7-10 страниц. Есть множество содержательных авторов, у которых нет времени на написание 300 страниц, но они могут сделать семь. И это реальная проблема. Например, в издательском плане «МИФа» номером третьим стояла книга Александра Ованесова об оргструктурах. Она до сих пор не написана из-за отсутствия времени у автора.
Кроме того, почти все саммари есть в аудио- и видеоформате, чтобы их можно было слушать во время пробежки или за рулем.
СКто ваши клиенты?
Среди наших клиентов есть как большие компании — Сбербанк, ВТБ, «Росэнергоатом», «Сибур», «Росгосстрах», Yota, так и небольшие фирмы — «Фабрика окон», «Сплат», «Додо Пицца», Henderson, «Веселая наука», «Что делать консалт».
ССколько у вас сотрудников?
Пока в штате у нас работает только один человек в Москве, который обеспечивает процесс продаж. Остальные — на аутсорсинге.
СПолучается, что нужен только редактор, который делает саммари, и продавец?
Не совсем. Я и другой сооснователь делаем большую работу. Я отвечаю за портфель, взаимодействие с авторами, маркетинг и продажи. Мой партнер — за всю IT- часть и финансы, он живет в России. Сейчас мы разрабатываем приложение на iPad для частных клиентов. Мы, кстати, ищем авторов для саммари. Это не очень простая работа.
СВы работаете только в России?
Наша компания зарегистрирована в России, но мы планируем выйти на другие рынки — вероятно, за счет поглощений или альянсов. Для нас очень интересен китайский язык. Поскольку продукт цифровой, объем инвестиций для выхода на рынки не очень большой, но нам нужен локальный партнер, который помог бы с продажами.
Для нашего бизнеса это вопрос не географии, а языка. Мы обязательно запустим английский. Возможно, в партнерстве с местным игроком.
Мы — глобальная компания, для которой ключевой рынок пока — русскоязычные страны, это около 200 миллионов потенциальных клиентов. Но наши планы на следующий год — другие языки.
ССколько стоит это запустить?
Порядка 15-20 тысяч долларов на перевод всех саммари и запуск сайта, например, на китайском.
Так на всех рынках — переводы стоят примерно одинаково. Ключевой вопрос, как продавать на местном рынке. Мы хорошо знаем российский рынок и поэтому получили такой пул корпоративных клиентов. В США на это ушли бы годы.
СКак быстро вы получили прибыль?
Мы стали прибыльны с первого месяца.
СКак вы чувствуете себя на новом месте?
Я чувствую себя очень счастливым. Иногда мне кажется, что я как-то подозрительно мало страдаю. И где оно, то ярмо, в которое нужно впрячься? Но потом одергиваю себя и стараюсь ценить такое ощущение.С Читать дальше >>
Анна Лагман, 35 лет, Сан-Диего, Калифорния, США, Champion Fishing Rods, производство и продажа удочек
СКак вы оказались в Америке?
В 22 года я эмигрировала из Екатеринбурга в Канаду вместе с родителями, сестрой и братом. В Канаде я прожила около двух лет. Там я встретила моего будущего мужа, и после нашей свадьбы в 2003 году мы решили поселиться на его родине, в Сан-Диего.
СЧто вы успели сделать в России? Учились? Работали?
В России я закончила четыре года в УрГППУ по специальности «социальный работник». Все это время работала волонтером в детском доме.
СЧем вы занимались в Канаде?
Сначала просто попыталась найти работу; эмигранту без языка и рекомендаций это нелегко сделать. Первой моей работой была уборка на стройке. Да-да, я работала уборщицей. Отмывала все от строительного мусора до зеркального блеска. Потом устроилась няней в русскую семью с двумя детьми. Помог семейный опыт. Все-таки я была старшим ребенком в семье, а значит, нянчиться с младшими приходилось мне. Я проработала чуть меньше года, потом вышла замуж, и моя работа закончилась. С мужем мы познакомились по интернету, через полгода после эмиграции. Язык мне давался трудно, потому что и на работе, и дома я говорила по-русски. Вот я и стала искать по интернету кого-нибудь с русскими корнями, но говорящего по-английски. На объявление ответил мужчина по имени Иван. Он поставил мне условие: хочешь выучить язык — будь добра, все сообщения и телефонные звонки только на английском! И только через три месяца, когда он решил навестить меня, я узнала, что такое розыгрыш: он был не русским, а японцем американского происхождения. А имя Иван получил потому, что у его матери начались схватки, когда она смотрела фильм «Иван Грозный»! Спустя два месяца мы обручились, а еще через полгода была свадьба.
СКак вам живется в США?
Я больна эпилепсией, в России у меня была вторая группа инвалидности. Здоровье у меня с подросткового возраста ухудшилось так, что припадки случались один-два раза в неделю. По счастью, когда я переехала в США, я сумела найти хорошего врача, и сейчас если у меня и случаются припадки, то это происходит около раза в год, что, согласитесь, большая разница. Я все еще могу пользоваться инвалидностью и получать здесь ежемесячное пособие, которого вполне хватит на проживание, но сразу по приезду решила не делать этого и очень рада, что мой муж поддержал меня.
В России я была очень одинока, люди обычно переставали общаться, едва услышав, что я эпилептик. Здесь же к инвалидности относятся спокойно, это не является недостатком, главное, какой ты человек. Поэтому чувствуешь себя абсолютно полноценным членом общества.
Я пила лекарства всю мою жизнь и поэтому так и не смогла забеременеть. На пятом году нашего супружества мы усыновили трехмесячного малыша, которого назвали русским именем Саша. Теперь ему уже шесть лет, и этой осенью он пойдет в первый класс.
СКак решили создать бизнес?
У моего мужа уже был бизнес по производству удочек, который он продал за несколько дней до свадьбы. Хотел новобрачной дом купить. Там на целый дом, конечно же, не хватило бы, но на залог — вполне. А наш друг, которому муж продал вполне процветавшую компанию, за несколько месяцев умудрился ее обанкротить, заплатить нам не сумел, и остались мы ни с чем: ни денег, ни дома, ни бизнеса.
Пришлось начинать все сначала. Долгое время мы просто делали удочки на заказ для тех, кто о нас слышал. Потом заключили контракты с тремя магазинами, стали поставлять продукцию им, объем заказов увеличился. А с начала этого года мы стали совладельцами одного из этих магазинов.
Мы делаем любые удочки, хотя преобладают, конечно, для рыбалки в море/океане. Они бывают трех видов: 1) обычные, которые мы продаем в магазине, они подешевле; 2) удочки для частных лодок. К нам приходят заказы на десять-пятнадцать удочек с одинаковым дизайном, но для разной рыбалки, на любой вкус и цвет. 3) удочки с персонально разработанным дизайном и подобранными компонентами под рост, телосложение, предпочтения на рыбалке. Такие удочки стоят дороже, но каждую из них можно назвать произведением искусства, ведь каждая рождается единственной и неповторимой. Мы, кстати, выиграли четыре награды по авторскому дизайну. Работаем мы вдвоем; мой муж научил меня основам, а я уже потом начала все расширять, создавать разные дизайны.
СВы все это создаете своими руками?
Не все, конечно. Некоторые виды работ предполагают физическую силу, и тогда я прошу мужа помочь. Когда я училась, мне не всегда хотелось действовать по стандартам, и однажды, примерно через три месяца практики, я подготовила выставку удочек с нестандартными сочетаниями цветов. Я помню, муж ворчал, что я просто перевожу материал (он поклонник старой школы). И тут случилось нечто… После выставки мы получили множество заказов. И большинство — на нестандартный дизайн.
СКакие налоги вы платите?
Сначала мы платили налог как частное лицо (около 8%,), но по мере разрастания бизнеса стали платить подоходный налог с бизнеса (9,3% и 20%). Но этим занимается профессиональный налоговик, я бы со всеми этими счетами, что скапливаются, за год не управилась.
СЧто помогло из опыта жизни в России?
Пожалуй, умение сказать «нет». Бизнес не может держаться на мягкотелости. Еще, пожалуй, умение не бояться трудностей, все они преодолимы. И, как ни смешно, умение быстро считать в уме без калькулятора, за что большое спасибо нашей школе.С Читать дальше >>
Любовь Богушевская, 50 лет, Ванкувер, Канада, Amarkpacific Construction Services, консультационные услуги в строительстве
СКогда вы переехали?
Мы эмигрировали в 2001 году с мужем и тремя детьми, по Программе независимой профессиональной эмиграции. Это канадская программа, целью которой являлось привлечение в страну профессионалов в разных отраслях, таких как геология, строительство, компьютерные технологии.
СКак вы узнали об этой программе?
Через интернет. У нас в Канаде на тот момент не было ни друзей, ни знакомых. Приехали с тремя чемоданами и тремя детьми... Авантюристы.
СЭто была случайность — Канада?
Нет, не случайность. Мы авантюристы, но не сумасшедшие.
Я была на стажировке в США в 1993 году в рамках межправительственной программы по развитию бизнеса в России. Там мы подписали обязательство в течение трех лет не уезжать в эмиграцию, а приложить все усилия для поднятия бизнеса в России.
Когда я вернулась, поняла, что надо идти в школу, начинать с азов. Закрыла свой бизнес (строительную компанию и магазин) и пошла учить детей. Параллельно поступила в магистратуру при социально-педагогическом институте.
До этого мы с мужем были научными работниками в институте, но наша специальность позволяла не отрываться от действительности и быть не только теоретиками, мы ведь «прикладники» (то есть наука прикладная). Мы с мужем оба инженеры-строители.
СБыл бизнес в России?
Да, мы начали довольно рано, еще в 90-е. Делали проекты реконструкции жилых домов и промышленных предприятий, обследовали техническое состояние зданий и сооружений.
СИ после стажировки вы решили, что должны помочь России построить бизнес-сообщество?
После стажировки я решила, что нужно помочь людям осознать, что такое цивилизованный бизнес, чтобы страна быстрее и легче прошла период «дикого капитализма», а где это проще сделать, как не в школе? Работа в школе оказалась самой любимой из всего, что я когда-либо делала. Я даже не подозревала, как мне это может нравиться!
Я отвечала за трудных детей, вела историю и право, и свой предмет (сама разработала и утвердила программу) «Основы предпринимательства». Правда, этот предмет был факультативным.
СПоскольку вы уезжали по программе, там, в Канаде, ждали? Сразу было жилье, работа?
О боже! Никто нас не ждал!
Как не ждут никого из эмигрантов, за очень редким исключением.
Мы приехали в Канаду, поселились в съемной квартире. Стали искать работу. Быстро поняли, что программа эта работает только наполовину, чтобы ты мог въехать в страну, а дальше сам крутись и доказывай, что ты не верблюд.
Образование наше в Канаде не признали, вернее, признали, но частично, и нам пришлось сесть за парту снова.
Параллельно с обучением мы работали — там, куда взяли. Мы обещали детям лучшую жизнь, поэтому засучили рукава и пошли работать: муж — плотником на стройке, а я — официанткой в ресторане.
СКак получили дипломы?
Чтобы получить диплом канадского образца, нужно набрать определенное количество кредитов (или баллов), то есть пройти определенные предметы, которые ты частично можешь сам выбирать. Каждому курсу соответствует количество кредитов, например, строительная механика «стоит» 30 кредитов, высшая математика — 40; набрав сумму, необходимую для получения диплома по специальности, которую ты выбрал, подаешь документы на диплом или сертификат, и тебе его спустя некоторое время присылают домой по почте.
Наши предметы были частично зачтены, и нам не нужно было переучиваться полностью — это очень долго и дорого, — а лишь доучиться. На все ушло два года: учились по вечерам и в выходные.
СИ все это время ваш муж продолжал работать на стройке, а вы в ресторане? И вы по-прежнему снимали жилье?
Нет, в ресторане я пробыла недолго. Мы вместе начали работать на строительстве, я «эстимейтором», что-то типа сметчика, муж постепенно получил работу техника на стройке, пока учился. А жилье — да, оставалось съемным довольно долго.
Потом мы переехали в более приличное место, в таунхаус, в кооператив. Но в Канаде кооператив — совсем не то же самое, что в России. Это что-то среднее между съемным жильем и коллективным владением. Тут много элементов социализма, которые не очень разумные, если присмотреться.
СКак вы привыкали и что больше всего удивляло?
В Канаде люди очень много и всерьез работают. Тут работать не считается признаком ущербности, нет такого презрения к труду, какое я вижу у россиян. Жить здесь хотя и не легче, но лучше. Во-первых, ты свободен.
Нет ни одного гаишника на дороге, ни один чиновник на тебя косо не смотрит, никаких справок собирать не надо. Все очень просто и логично организовано. Жизнь комфортна. Ты чувствуешь, что тебя уважают искренне всюду, даже если ты зайдешь черт-те в чем в банк.
И постепенно нервы начинают отходить, пружина внутри разжимается, и ты обнаруживаешь, что природа прекрасна, что можно утром выйти на улицу и улыбаться счастливо просто солнышку, просто птичке на ветке. Ты начинаешь жить, потому что тебя просто перестают постоянно дергать.
СКогда вы открыли собственное дело?
Ну, это вообще весело получилось. В 2008 году, когда все кругом закрывалось и муж, как и многие, потерял работу, а у меня ее не было (я вернулась из России после проведенного там года). И вот тогда мы открыли бизнес.
Мы решили, что поскольку строительным компаниям в связи с кризисом стало не по карману держать собственных работников, контролирующих качество, то самое время предложить им такую услугу со стороны. Для них это обходилось бы дешевле, и при этом давало бы лучший результат, так как контроль был бы независимым.
Вот с этой идеей, без стартового капитала и без имени, с начальной (минимальной еще) репутацией в отрасли мы и «выпали» на рынок строительных услуг, который по-настоящему лихорадило.
Нам повезло, и мы получили один интересный проект перед Олимпиадой, Fairmont Pacific Rim Hotel, там познакомились с будущим партнером из Торонто, с которым работаем и по сей день.
СПолучается, что кризис стал для вас новой точкой отсчета?
Да, вот такой парадокс, когда все вокруг рушится, ищи точку опоры, ищи ее в себе. Как правило, все проще, чем кажется.
СА что еще помогало, кроме кризиса?
Очень помогло то, что в Канаде я металась, в отличие от мужа, который сразу пошел доучиваться по строительной специальности. Начала с банковских сервисов, закончила программу, получила сертификат, потом закончила программу по налогам, потом прошла два курса бухгалтерской программы, пока, наконец, не поняла, что это не мое. Но вот при организации своего дела и сейчас эти мои «метания» нам очень помогают.
Я знаю, как здесь, в Канаде, работают налоги и финансы. А это тоже своего рода капитал.
СБизнес в Канаде хотя бы чем-то напоминает бизнес в России?
Бизнес везде бизнес. Просто тут все намного проще. Зарегистрировать компанию можно не выходя из дома, буквально за один день. На проверку имени уходит примерно две недели, а все остальное до неприличия просто. С российскими бизнес-мускулами тут работать легко и приятно.
Итак, мы зарегистрировали компанию, затем пришли в банк с бизнес-планом, нам открыли расчетный и кредитные счета.Зарегистрировались онлайн в правительстве провинции, приехали в муниципалитет, и нам за пять минут выдали бизнес-лицензию. Там же ее и оплатили.
Потом всю информацию отправили электронной почтой в налоговую службу, и осталась самая малость — начать зарабатывать деньги.
СЧто можно сказать о налогах и налоговом законодательстве Канады?
Налогов здесь очень много. И платят налоги абсолютно со всех источников дохода (включая даже чаевые, если вспомнить мое официантство): с заработной платы, с доходов бизнеса, при каждой покупке, с недвижимости, за экологию при покупке бензина.
СМного налогов — как это отражается на жизни и бизнесе?
Когда ты знаешь, на что идут твои деньги, когда ты видишь, что делается, то налоги не очень напрягают. Хотя, безусловно, крутиться нужно быстрее, чтобы и себе заработать, и государство покормить. Но вот у нас налог на недвижимость приходит, и там стоят такие статьи расходов:
Школы — 856,68
Чиновникам — 24,44
Транспорт — 138,24
Муниципальный юрист — 0,08
Библиотека — 188,57
и так далее.
Ты знаешь, за что и сколько ты платишь.
СА вот на школы — самый большой налог, образование бесплатное?
Школьное — бесплатно. Но есть и платные частные школы, и религиозные.
СКак дети пережили эмиграцию?
Дети пережили по-разному. Очень сложно им было видеть родителей, которые стали вдруг «никем». А мы не могли объяснить, да и сами не были уверены, что все получится. Сейчас у нас огромный дом с бассейном и прекрасным садом. Конечно, мы за него платим моргидж (ипотеку). Вот этим летом наконец-то начинаю принимать на лето детей, сейчас — из Украины.С